Маневры на Нью-Йоркщине. Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на неформальной встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» на тему «Гуманитарные последствия применения односторонних принудительных мер»
новая дискуссия
Новость
242
Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на неформальной встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» на тему «Гуманитарные последствия применения односторонних принудительных мер»
Вступительное слово:
Приветствуем всех участников встречи членов Совета Безопасности ООН по «формуле Арриа», которую мы созвали, чтобы привлечь внимание к теме негативного влияния односторонних принудительных мер (ОПМ) на гуманитарную деятельность и гуманитарное положение стран, в отношении которых применяются эти незаконные ограничения.
Ситуация требует повышенного внимания, потому что страны «коллективного Запада» развязали самую настоящую санкционную войну против доброй половины, если не большинства, населения нашей планеты. Используя этот нелегитимный с точки зрения международного права инструмент для достижения своих внешнеполитических и экономических задач, они причиняют огромные страдания населению стран, беззащитного против «санкционной дубинки».
При этом реакция стран Запада на подобные явления всегда одна и та же. Либо это полное отрицание влияния односторонних санкций под предлогом якобы необоснованности утверждений, либо разговор о «непреднамеренных» последствиях санкционной политики и работающих гуманитарных изъятий.
Такое отношение к этой важнейшей теме мы считаем лицемерным. В реальности односторонние санкции не просто усугубляют гуманитарные кризисы и препятствуют усилиям по выправлению социально-экономического положения государств, они лишают мирное население права на развитие и достойные условия жизни, нарушают основные права и свободы человека, общепризнанные нормы международного права. Более того, они наносят ущерб всей системе международной торговли и подрывают принцип честной конкуренции. За примерами далеко ходить не нужно, стоит лишь обратить взор на ситуацию в Венесуэле, Сирии, Кубе, Иране, Никарагуа, или же односторонние санкции в отношении руководства и компаний Республики Сербской в Боснии.
Односторонние принудительные меры препятствуют проведению финансовых транзакций и экспортно-импортных операций, в том числе необходимых для осуществления гуманитарных программ, ограничивают возможности закупать товары и услуги, включая медикаменты, продовольствие, технологии, требуемые для поддержания благосостояния общества. По сути, речь идет о механизме коллективного наказания мирных граждан.
В таких условиях гуманитарные организации вынуждены постоянно корректировать свои планы или даже отказываться от их реализации. Если же гуманитарщики пытаются обойти санкции в целях доставки критически важных товаров для простых граждан, они рискуют попасть в санкционные списки, что может повлечь за собой гражданское или даже уголовное преследование. В результате гуманитарные организации вынуждены действовать в "серой зоне", где их действия могут быть неверно истолкованы, что еще больше усложняет процесс гуманитарного реагирования.
Более того, запреты на поездки гуманитарных работников также ограничивают их возможности по доступу к пострадавшим. В результате люди не получают необходимую поддержку.
Деструктивное влияние на гуманитарную деятельность имеют как «вторичные санкции», так и называемый «эффект чрезмерного соблюдения». Многие коммерческие структуры, чьи услуги востребованы в условиях чрезвычайных ситуаций, отказываются сотрудничать из-за опасений быть обвиненными в нарушении санкционного режима. Это приводит к усилению страданий тех, кто больше всего нуждается в помощи.
При этом любые заявления о якобы исключительно таргетированном характере односторонних санкций голословные и не соответствуют действительности. Практика применения «гуманитарных изъятий», которые якобы защищают права страдающих людей, также не приносит хоть какой-либо значимый результат. Как неоднократно подчеркивала Спецдокладчик СПЧ по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека, «гуманитарные изъятия» редко реализуются эффективно и не решают практических проблем, с которыми сталкиваются гуманитарные организации на местах.
В завершение хотел бы сказать, что односторонние санкции являются открытым посягательством на закрепленные в Уставе ООН принципы суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела и международного сотрудничества. Их применение недопустимо, особенно с учетом того, что сегодня мы наблюдаем в мире беспрецедентный рост гуманитарных потребностей и серьезное отставание в выполнении Целей устойчивого развития.
Коллеги,
Я попрошу вас честно и открыто представить свой взгляд на поднятую нами тему.
Заключительное слово:
Мы благодарны всем тем, кто сегодня поделился своими соображениями по вопросу о гуманитарных последствиях применения односторонних принудительных мер (ОПМ). Признательны, разумеется, и докладчикам встречи за оценки и анализ, а также за их энергичный и неустанный труд по донесению до мировой общественности факта негативного воздействия ОПМ.
Мы, разумеется, живем в период геополитического разлома. Растет и градус политизации в вопросах международного гуманитарного реагирования. Агрессивное навязывание отдельными государствами своих подходов к международному сотрудничеству, отказ от поиска компромиссов и должного учета справедливых требований других государств – к сожалению, это повседневная практика.
Для нас совершенно очевидно, что использование односторонних санкций для достижения конъюнктурных политических целей является не только незаконным, но и неэффективным средством. Гораздо продуктивнее было бы решать имеющиеся проблемы, в том числе в сфере гуманитарного реагирования, политико-дипломатическим путем через деполитизированный и подлинно взаимоуважительный диалог при неукоснительном соблюдении норм международного права.
Убеждены, что насущные гуманитарные вызовы требуют сопряжения всеобщих усилий, основанных на подлинном единстве, солидарности и сотрудничестве.
Мы решительно отвергаем юридически несостоятельный тезис наших западных коллег о том, что применение односторонних санкций является «их международным обязательством».
Приведу только один пример. Суд ЕС рассмотрел иск Венесуэлы, оспаривающий введение санкций, и в своем решении от 13 сентября 2023 г. сделал ряд интересных выводов. Венесуэла настаивала на том, что действия ЕС – незаконные контрмеры. Суд же постановил, что ответ ЕС не может рассматриваться как контрмеры по международному праву, поскольку контрмеры – это ответ на международно-противоправные деяния, а Венесуэла не признавала совершение таких деяний. То есть нарушения международного права со стороны Венесуэлы не было, а меры все равно ввели. И еще. Суд подчеркнул, что прерывание экономических отношений с третьими странами – это важный внешнеполитический инструмент для влияния на конкретную международную ситуацию. То есть Суд ЕС сам признал: в так называемых санкциях нет права – это чистая политика.
Исходим из того, что инструментарий санкций является крайней мерой воздействия, применяемой исключительно с одобрения Совета Безопасности ООН в целях ликвидации реальной угрозы международному миру и безопасности. С точки зрения международного права только такие меры могут рассматриваться как легитимные. А некоторые сегодня пытались смешать в кучу все – и легитимные, и нелегитимные меры.
К сожалению, в очередной раз мы зафиксировали отрицание очевидного со стороны тех, кто активно использует незаконные ОПМ на практике. Оправдание, поучение и даже восхваление своей санкционной политики от стран, чьи нелегитимные ОПМ приносят неисчислимые страдания десяткам миллионов людей во всем мире, не только лицемерны, но и кощунственны. Правда на стороне тех, кто осуждает применение односторонних санкций, а не тех, кто пытается их защищать и оправдывать. Хотелось бы, конечно, чтобы c обнародованием доклада Генсекретаря ООН по воздействию ОПМ, предусмотренным резолюцией 78/135 ГА ООН, аргументов в поддержку этих нелегитимных мер не осталось. Но, к сожалению, надежды на это мало, ибо мы знаем, с кем мы имеем дело.
Тем не менее, некоторым сегодня полезно было послушать, но не «российскую пропаганду», как некоторые тут пытались утверждать, а те страны, граждане которых страдают от западных т.н. «таргетированных и необыкновенно невероятных гуманных односторонне-принудительных мер». В этом смысле, я думаю, что встреча нам удалась.
Благодарю за внимание.
25 ноября 2024
Отредактировано: Сизиф - 26 ноя 2024 10:33:49