История Великой Отечественной войны.
357,022 2,722
 

  AndreyK-AV ( Практикант )
08 янв 2025 в 18:51

Эхо прошедшей войны. Еще один И-16 157-го авиаполка... ( Technik )

новая дискуссия Дискуссия  75

Эхо прошедшей войны. Еще один И-16 157-го авиаполка...  ( журнал Technik )
это материал из журнала замечательного форумчанина, поднимающего из небытия имена героев ВОВ 
Цитата
Эхо прошедшей войны. Еще один И-16 157-го авиаполка...

В ходе обсуждения боя, в котором погибли летчики 13-й КОАЭ Владимир Беликов и Иван Панченко (https://technik-9.livejournal.com/16241.html) Илья Прокофьев сообщил следующее:

«У нас в этом районе, правда, ближе к дер. Лопец [59°17′55″ с. ш. 28°58′07″ в. д.] найдены обломки И-16 с останками пилота. Установлен номер самолета И-16 № 2921654. Пробить я его пока не могу. Но, правда, моя рабочая версия по этому самолету, что это И-16 из 191 ИАП 7 ИАК ПВО, сбит 26.08.1941 г., летчик лейтенант Коновалов Пантелеймон Дмитриевич. Повторюсь, пока доказать это я не смог. У меня нет номеров по 191 ИАП за 1941 год».

В дополнение к Журналу боевых действий 157-го авиаполка, на «Памяти народа» удалось найти важнейший для поисковиков Журнал учета боевых и небоевых потерь 7-го авиакорпуса в июне-октябре 1941-го -  важнейший потому, что в нем в большинстве случаев указано место и обстоятельства потери. При этом в Журнале представлены в том числе и потери 157-го авиаполка (особая благодарность моему другу историку Андрею Дикову за помощь в отыскании этого документа).

Лейтенант 191-го ИАП Пантелеймон Коновалов не вернулся после штурмовки занятого противником аэродрома Лисино, это более чем в 40 км от деревни Лопец -
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie9449778/

И, как будет показано далее, не его самолет был там найден.

Как и в предыдущем поиске https://technik-9.livejournal.com/20062.html
когда была установлена судьба И-16 Виктора Костюкевича (заводской № 2921740), был просмотрен  тот список самолетов И-16, что на сайте http://www.airforce.ru/content/ :
http://forums.airforce.ru/do-1945/7265-zavodskie-nomera-i-16-a/


И снова, что называется, очень близко:

2921652 тип 29 -  156-й ИАП, уничтожен при отходе 14.07.41
2921653 тип 29 - 156-й ИАП, 158-й ИАП
2921655 тип 29 - 156-й ИАП, сбит 23.07.41


Конечно, было предположено, что и машина № 2921654 была поставлена в 156-й авиаполк, но вошла в состав 157-го. И Андрей Михайлов, с кем мы познакомились, пока заочно, в ходе предыдущего поиска, это подтвердил:

«Эта машина из той же отправки - 7.01.1941 на ст. Горелово для 157 ИАП. Мотор М-62 № 621125.»

Снова были исследованы потери 157-го авиаполка на юго-западе Ленобласти. Как уже было установлено, впервые здесь боевые действия авиаполк вел девяткой И-16 под командованием замкомполка капитана Василия Ивановича Паузуля с 15 по 19 июля 41-го. В ходе штурмовок противника погибли три летчика – ст. лейтенант Виктор Кузаев и лейтенанты Александр Шахов и Николай Сафронов, ниже скрин из Журнала потерь.



«В 5 ч.13 м. с аэродрома Витино вылетели 3 И-16 летчики ст. лейтенант Кузаев и лейтенанты Мельников и Шахов для атаки наземного противника на реке Луга в р-не Ивановское. В р-не Глазова Гора были атакованы четырьмя МЕ-109. С полета вернулся только лейтенант Мельников. Ст. лейтенант Кузаев и лейтенант Шахов с полета не вернулись. Производятся розыски» .
В примечании отметки «Пропал без вести».

В этом же документе  и обстоятельства гибели Николая Сафронова –


 
«Вылетел с аэродрома Витино в составе звена на И-16. В районе Глазова Гора (на р. Луга) при атаке разведчика противника на бреющей высоте был потерян из вида и с полета не вернулся. Производятся розыски.»  В примечании та же отметка - «Пропал без вести».

По ходу поиска пришлось решать еще одну загадку. Дело в том, что поисковые системы дают местоположение района «Глазова Гора на реке Луга» примерно в 40  км на юг от города Нарва, и деревушка Глазова Гора не на Луге, а на крохотной речушке Кушелка. Как там, более чем в полусотне километров от района Ивановское, оказались наши истребители? Тем более что 18 июля это уже были тылы 41-го моторизованного корпуса немцев…

Пришлось всерьез покопаться, и на топографической карте Ленобласти 1941-го в районе Ивановское была найдена еще одна Глазова Гора, сейчас это поселок Рожновье на автодороге 41К-027 Старополье-Осьмино, в четырех км на северо-восток от озера Самро и примерно в 25 км на юг от Ивановского.

Т.е. Журнал потерь 7-го ИАК подтвердил ранее установленные места и обстоятельства гибели, Кузаева, Шахова и Сафронова. Однако однозначно установить, кто же погиб на И-16 № № 2921740, Кузаев или Шахов, пока что так и не удалось…





Но кто же погиб на самолете, найденном в деревне Лопец? Конечно, это может быть или Кузаев, или Шахов, но все же расстояние между местами гибели этих двух машин более 40 км. Поэтому поиски были продолжены, и записи в  Журнале потерь и в ЖБД 157-го полка позволили установить еще пятерых летчиков, не вернувшихся из боевых вылетов на юго-западе в августе-сентябре 41-го. Это зам комэска лейтенант Александр Иванович Уваров, младший лейтенант Александр Макарович Кривопусков, лейтенант Николай Семенович Соболев, старшина Степан Хрисанфович Пляскин и лейтенант Павел Петрович Харламов.

Уваров. 10.08.41. «Вылетел в составе группы на с-те И-16 и из района Сабск на аэродром не вернулся…». \
В ЖБД указаны населенные пункты, позволяющие более точно определить район штурмовки – деревни Язвище и Извоз.


Кривопусков. 13.08. «Вылетел на самолете И-16. После воздушного боя севернее Веймарн на аэродром не вернулся…».
В  ЖБД указано, что группа из 9-и И-16 вылетела на штурмовку мотопехоты противника в районе Выползова [деревня в двух км на запад от Кряково, в настоящее время не существует] – Кряково. «…В районе Кряково Кривопусков был атакован самолетами противника МЕ-109 и МЕ-110  и с задания не вернулся.»

Соболев. 15.08. «В 14.40 с аэродрома Ропша вылетело 10 И-16 для атаки наземного противника в районе Яблоницы, Молосковицы. Летчики Соболев и Залевский с полета не вернулись…» (позже отмечено, что Залевский 23 сентября вернулся в полк, невредим…).
ЖБД уточняет район: Молосковицы – Яблоницы (ныне в составе деревни Курск) – Устье – Сабск, в наше время это по дорогам 41К-187 – Р39. Хотя бы примерного указания, где конкретно погиб Соболев, ни в Журнале потерь, ни в ЖБД нет…

Пляскин. 03.09. «На самолете И-16 сбит в воздушном бою в районе Торосово, самолет упал и загорелся. Летчик и самолет погибли».
ЖБД: звено И-16 вылетало на разведку наземных войск противника в районе Волосово – Елизаветино – Выра. «… В районе Горки старшина пилот Пляскин был атакован Ме-109, самолет загорелся и вместе с летчиком врезался в землю».

Харламов. 03.09. «На самолете И-16 из района Волосово не вернулся».
ЖБД: «… В районе деревни Недлино [так обозначен поселок Педлино на картах времен войны] наши самолеты были атакованы 3 Ме-109… Мл. л-т Харламов на свой аэродром не вернулся».




Как очевидно, пилотом найденного в районе деревни Лопец И-16 были либо Уваров, либо Соболев, либо Кривопусков. Но наиболее вероятно, что это машина  младшего лейтенанта Александра Кривопускова.

Что ж, те, кто продолжит этот поиск в Подольске, уже не с чистого листа начнут. Удачи им…



  • +0.05 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!