Спор за пост президента Южной Кореи уже чуть было не довел до стрельбы.
Беспрецедентная ситуация сложилась в Республике Корея, где одновременно в статусе президента находятся два человека. Судьбу временно отстраненного от своей должности Юн Сок Еля должен решить Конституционный суд: окончательно лишить его поста, утвердив импичмент парламента, или восстановить. А пока решение не принято, временно исполнять обязанности главы государства парламент доверил вице-премьеру правительства Республики Корея Чхве Сан Моку.
Такая коллизия сложилась после того, как в минувшем декабре парламент РК со второй попытки объявил импичмент Юн Сок Елю, обвинив его в незаконном введении военного положения и попытке мятежа. После этого была создана объединенная следственная группа по изучению обстоятельств введения военного положения. В нее вошли представители управления антикоррупционных расследований в отношении высших должностных лиц, полиции и Министерства обороны. После трех отказов Юн Сок Еля явиться на допрос 31 декабря был выдан ордер на его арест по подозрению в мятеже и злоупотреблении властью, поскольку это единственное преступление, на которое не распространяется президентская неприкосновенность.
3 января члены объединенной следственной группы на протяжении пяти с половиной часов пытались добиться от охраны президента разрешения пройти на территорию резиденции главы государства и исполнить ордер. Но начальник охраны Юн Сок Еля заявил, что не позволит проводить обыск в здании резиденции, поскольку она является особо охраняемым объектом. Чтобы не доводить дело до стрельбы (охрана президента была вооружена), следователи вынуждены были ретироваться, обвинив президентскую охрану в воспрепятствовании аресту и законным действиям сотрудников других силовых структур, действия которых санкционированы судом и парламентом.
После этого объединенная следственная группа передала ордер на арест отстраненного президента полиции. Одновременно следователи призвали исполняющего обязанности президента отдать приказ людям, охраняющим Юн Сок Еля, допустить полицию в президентскую резиденцию. Но врио пока, видимо, на это не решается, опасаясь неких юридических последствий или неподчинения со стороны охранников, которые, судя по всему, симпатизируют, как и некоторые другие военные, отстраненному президенту.
Этой ситуации двоевластия способствует двойственная позиция партии «Сила народа», к которой принадлежит и отстраненный президент. Осудив его решение ввести военное положение в стране, однопартийцы, тем не менее, не готовы полностью сдать своего выдвиженца и тянут время. Они понимают, что за этим последуют президентские выборы, которые с большой вероятностью выиграет лидер оппозиционной Демократической партии Ли Чжэ Мен, злейший оппонент Юн Сок Еля, проигравший ему на предыдущих выборах всего лишь полпроцента голосов.
Ордер, выданный 31 декабря, истек 6 января. Все это время в окрестностях резиденции президента проходят массовые митинги — среди демонстрантов как сторонники Юн Сок Еля, так и его оппоненты. Однако опросы общественного мнения показывали, что около 80 процентов граждан Республики Корея — за отставку президента Юна, который, тем не менее, уходить пока не торопится. Он понимает, что его участь может быть незавидной, и цепляется за власть.
Навестивший своего военного союзника госсекретарь США Блинкен выразил надежду на прочность южнокорейской демократии, которая выдержит этот непростой экзамен, как она преодолела и попытку введения военного положения, и столкновения у здания парламента. Следует заметить, что Вашингтон не одобрил действия Юн Сок Еля. Однако американская администрация явно не заинтересована в продолжении и углублении кризиса власти в РК, потому-то Блинкен так вовремя и оказался в Сеуле.
Надо полагать, что приезд госсекретаря будет способствовать скорому разрешению действительно беспрецедентной ситуации в РК. Ведь даже в истории этой страны, судьбы многих президентов которой незавидны, еще не было такого, чтобы выдавался ордер на арест президента, находящегося в официальной резиденции и хоть и отстраненного от его должности, но временно.
Белому дому очень бы не хотелось напрямую вмешиваться в этот спор противоборствующих политических сил вокруг президентского поста. Это сильно бы навредило самой идее американского присутствия на Корейском полуострове. Но ведь как-то нужно будет утихомирить распоясавшуюся южнокорейскую демократию. Как показали последние события, южнокорейские военные не очень-то горят желанием влезать в большую политику. А в случае чего, в Республике Корея расквартирован американский экспедиционный корпус в составе 20 тыс. военнослужащих, вооруженных до зубов. Уже само его присутствие действует на некоторых политиков отрезвляюще.
7 января суд продлил ордер на арест Юн Сок Еля. В ближайшие дни мы будем наблюдать очередные попытки преодолеть кордоны охраны президентской резиденции. Арест президента станет прецедентом в истории Республики Корея. Но даже если глава государства до решения Конституционного суда останется на свободе, это вряд ли кардинально улучшит его незавидное положения. Политическая карьера Юн Сок Еля подошла к концу, а будет ли он осужден, как и многие президенты РК, зависит от его поведения и от того, как договорятся крупнейшие политические силы страны.