Казахстан & С А
3,053,714 12,932
 

  Tassay ( Слушатель )
28 янв 2010 10:59:20

Тред №184460

новая дискуссия Дискуссия  218

В продолжение темы об отношении русских и казахов в Казахстане предлагаю замечательное интервью заместителя генерального директора газеты "Известия-Казахстан" журналиста Джанибек Сулеев.
В разное время его клеймили ярым казахским националистом, манкуртом, антиказахом. Сократила, насколько возможно, полностью статья http://www.regnum.ru/news/1247350.html

ИА REGNUM: Вопреки ожиданиям, политика национал-патриотов по отношению к русскоязычной части общества оказалась довольно внятной, но что самое главное, толерантной. Откуда берутся радикальные национал-патриотические лозунги (например, в начале 1990-х был такой: "Русские, не уезжайте из Казахстана! Нам еще нужны рабы и проститутки!") и почему позже оказывается, что вести дискуссию по национальным вопросам в Казахстане вполне можно? Можете ли вы сказать, что национал-патриотов в Казахстане систематически подставляют? Если да, то кому это выгодно?

Я тебе как старый и заслуженный националист, поднимавший когда-то небезызвестную газету профессора Алдана Аимбетова "Казахская правда", как человек, несмотря на свою русскоязычность, долгое время мониторивший казахскоязычную прессу, сначала для газеты "451 градус по Фаренгейту", а потом для интернет-газеты "Навигатор", скажу - лозунгов "Русские, не уезжайте из Казахстана! Нам еще нужны рабы и проститутки!" лично я сам не встречал. И ни от одного казаха не слышал. Всякое слышал, а такого - нет. Зато я помню речёвку "Чемодан, вокзал, Россия!" которая украсила в начале "нулевых" первую полосу еженедельника "Мегаполис", которую возглавляли Петр Своик и Юрий Мизинов. Это было после объявления знаменитого путинского призыва по поводу возвращения "соотечественников" в РФ. Не все сразу поняли, что это была намеренная провокация, эпатаж. Тогда взвились, между прочим, нацпаты [национал-патриоты] "русско-славянского" разлива... У нас же есть и такие, со своими газетами, сайтами. На мой взгляд, они тоже далеко от наших "кумысных" нацпатов не ушли. Я бы сказал, они стоят друг друга... А если говорить по глобалке... Крайние настроения относительно русских, разумеется, были - и они остались у какой-то части казахов. В данном случае, когда я говорю "казахи", это не какие-то аульные, простые казахи. Речь идет о казахах, относящихся к этнокультурной сфере: писатели, поэты, журналисты, музыканты. Причем, эти люди отнюдь не романтики. В том смысле, всем им всегда было что намазать на хлеб, а многие, как Мухтар Шаханов, никогда не страдали и в прошлом, в советском прошлом... Именно эта прослойка выдает на гора наибольшее количество нацпатовских штыков. Что ими ведет? Что питает их претензии? Надеюсь быть правильно понятым - рабу не нужна свобода. Ему нужен его раб. Ведь что по сути своей будет представлять собой "русский казах", как об этом мечтают апологеты этой идеи? В лучшем случае - человек, выучивший язык Абая и Магжана. Но что это по сравнению с таким же человеком - носителем языка своих предков? Явный проигрыш в аспекте социальной вживленности в любой общественной страте. Так вот, нацпаты осознано или нет, всей своей политикой "казахизации" общественного сознания, разыгрывают, прежде всего, свою карту меркантильных интересов. Сейчас они поняли свою неконкурентоспособность в глобализирующемся мире, и пытаются переломить ситуацию, для начала сделав всех граждан "Казахии" грядущими обновленными казахами. А если гражданство будет определяться степенью знания казахского языка, то догадайтесь, кто будет, как сейчас модно говорить, - "воцарять"?

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что русскоязычная часть общества никогда не пыталась понять и принять то пространство, в котором она живет? Или все представители этой языковой группы действительно живут с оглядкой на историческую родину, как утверждают национал-патриоты?

А им и не нужно этого делать - они всегда оставались в пространстве русского языка, в информационном пространстве, и особого дискомфорта не испытывали. Телевидение, радио, газеты, интернет - все на "великом и могучем". Как бы это ни раздражало нацпатов, которые отбили 50% вещания на государственном, и что? Так уже и казахские концерты мало кто смотрит - после полуночи "Comedy club" крутится, на русском опять же. И что прискорбно осознавать: именно нацпаты и проиграли бой на информационном поле, проиграли, даже не пытаясь ввязаться в этот бой за потребителя. А теперь им стыдно в этом признаться. И что теперь оглядываться на историческую родину, когда она всегда была здесь - такая могучая и понятная, как и могущая понять, что "где тепло, там и Отечество". …

ИА REGNUM: У русскоязычной части общества нет никакой административной поддержки - русскоязычные не идут в политику, не занимают никаких постов, и даже выразителя идей русскоязычной части общества в Казахстане, по сути, нет. Можно сказать, что русскоязычная часть общества вовсе не формирует своего политического поля. Имеет ли в таких условиях смысл политизировать проблему двуязычия Казахстана?

А им такой поддержки не требуется. Как и корейцам, чья ментальность, кстати, сильно отличается как от русской, так и от казахской... Ведь каждый обучается только сам. Чем они и заняты. Учатся бизнесу и в наших условиях, вспомните первых "челноков", в этом отношении, они даже больше кочевники, чем казахи. Осваивают новые специальности и этим становятся более востребованы, чем казах, ожидающий когда "весовой агашка" из его рода займет положение во властных структурах и призовет его под свое крыло. Русским незачем ожидать этого, они правильно оценивают свои возможности.... А что, русские все поголовно уехали? Нет, работают, в новых условиях, при старом окружении, свободно говорящем на их языке, что их устраивает. Но если он не собирается становиться чиновником или делать политическую карьеру, то зачем ему казахский, объективно менее востребованный в современных условиях, чем английский... И если не политизировать и не драматизировать ситуацию, то в сухом остатке можно получить здоровый практицизм, с которым связываться себе дороже. Это понимают нацпаты, но против такой спокойно-уверенной позиции - "тебе надо - говори понятно" - против этого у них средств нет. А говорить - надо, русские более необходимы, чем китайцы, с которыми просто так не поговоришь. Просто, по-русски.

ИА REGNUM: Согласен ли ты с такой позицией: казахам необходимо разобраться со своими внутренними национальными проблемами, а не искать внешних врагов?

А у нас такой проблемы нет. Есть другая, но вселенского масштаба. Ведь каждый казах - это Вселенная, и на какой-то там мирок другого казаха, ему даже плюнуть лень. Да и не достойно это его, наследника славных батыров его племени! Можно сколько угодно прикалываться над рудиментами кочевого сознания, но принципиально это ничего не изменит. Мы все также словно восседаем в седле, и выше нас только синее небо, накрайняк - пик Хан-Тенгри. В результате мы представляем собой общество "командиров...своего коня", и на какие-либо глобально командные действия малопригодны. Отсюда и глас вопиющего в пустыне - отставить понты и слаженно работать! - и это глас...Президента. Да слышат ли, в своих вселенных?.. Хотя, знаешь, иногда кажется, что казахам нужен враг, такой мощный, большой и открыто бескомпромиссный относительно потомков номадов. Может тогда казахи встряхнутся и по-настоящему, сплотятся и осознают, наконец-то, по-взрослому, для чего им Аллах дал государство?

ИА REGNUM: Как можно решить проблему "возвращения" исторических названий городам, районам и селам Казахстана? Ведь даже переименование южной столицы Казахстана - Алма-Аты прошло без предварительной дискуссии? Не вызывают ли "новые исторические" названия отторжения части общества?

Миша, на Корейском полуострове "Страна утренней свежести" и "Страна утреннего спокойствия" разделена 38-й параллелью. Не стоит проводить ее здесь. Как хочешь, так и понимай.
Отредактировано: Tassay - 28 янв 2010 11:09:24
  • +0.00 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!