В Жуковском идут сертификационные испытания системы автоматической посадки самолёта SJ-100В Жуковском на самолёте SJ-100 (б/н 97021, з/н 97001) проходят испытания системы автоматической посадки отечественной разработки. Как сообщили в Объединённой авиастроительной корпорации, выполнено 12 посадок по программе доводочных испытаний, необходимых для последующего предъявления экспертам авиационных властей. В полётах продемонстрированы необходимые характеристики безопасности и точности при приземлении.
Борт 97021 – частично импортозамещённый опытный самолёт. Часть оборудования на нём установлена российская, большая часть, в том числе силовая установка – зарубежного производства, например, двигатели SaM146 выпускались в Рыбинске на «ОДК-Сатурн» совместно с французской компанией Safran.
Российская САУ разработана совместно специалистами концерна КРЭТ и компании «Яковлев», а алгоритмы управления в сотрудничестве «Яковлева» с Московским институтом электромеханики и автоматики (МИЭА). Они включают возможности директорного режима на взлёте и полностью автоматическое управление на всех остальных этапах полёта. Новая САУ/КСУ предусматривает автоматическую посадку по категории IIIB ИКАО: автоматическое выравнивание, снижение, приземление и удержание направления вдоль осевой линии ВПП.
Проверка и отладка алгоритмов автоматического управления ранее выполнялась на интеграционном стенде «Электронная птица» (проект ГосНИИАС). Специалисты «Яковлева» провели статистическое моделирование автоматических посадок по категории IIIA с использованием математической модели «Самолёт-САУ». Тестировалось программное обеспечение, моделировались отказы и нештатные ситуации.
В ходе исследований выполнено более трёх миллионов посадок со случайным распределением начальных условий и внешних атмосферных возмущений. Система показала соответствие требованиям авиационных правил в части характеристик автоматических посадок. Завершение стендовых испытаний обеспечило переход к лётным доводочным, которые начались в Жуковском полётами борта 97021 в июне 2025 года.
В 2024 году в рамках сертификации алгоритмов было выполнено моделирование посадок SJ-100 по категориям IIIA и IIIB. Алгоритмы САУ/КСУ интегрированы с автоматом тяги и обеспечивают совместную работу в автоматическом режиме. В директорном режиме пилот управляет самолётом вручную, ориентируясь по индикатору, показывающему отклонения от заданного курса, высоты и скорости. В полуавтоматическом режиме автопилот может поддерживать управление отдельными параметрами, например тягой или креном, в то время как пилот вручную корректирует другие управляющие каналы.
P.S. По выделенному - какая-то циклопическая цифра количества тестовых посадок на стенде... Даже по пять минут на посадку получается 28 лет тестирования в круглосуточном режиме без выходных и перерывов. Даже, если стенд был не один, а несколько, всё равно многовато как-то..