Начал читать Авантюриста давно, и тогда же увидел и сразу купил книжку с характерным названием
Шубин А. В. - Мир на краю бездны. От глобального кризиса к мировой войне. 1929-1941 годыОчень много инфы об этом времени и очень трудна в прочтении. Так, о разного рода партиях, левых, правых, центристах, я столько не читал со школы. Даётся описание многих известных событий того времени, в частности в Германии, Индии, Китае, Испании, и.т.д, о которых современный молодой человек (типа меня) в лучшем случае что-то слышал. Заголовки такие люблю - например "Индийский бунт, осмысленный и милосердный". Это, кстати, о Махатме Ганди. Вы что-нибудь знаете о нём, кроме того что он истинный демократ (с) и отец Индиры Ганди?
Автор старается максимально объективно взглянуть на "деятелей" того времени, не симпатизируя практически никому - ни либералам, ни Сталину, ни фашистам. Единственно, показалось, что с теплотой пишет о т.н. анархо-синдикалистах в республиканской Испании. И, как оказалось, не зря - см. биографию автора на Вики.
Прочитав введение (см. ниже), обрадовался, уж очень оно было созвучно Авантюре в то время; думал, что там тоже об ЭТОМ - о МЭК 30-х годов. Но о собственно экономике там немного, больше о политике, геополитике, военных вопросах и т.д. В общем, о том, к чему привёл кризис.
Ну и напоследок от автора (написано в 2004):
Только все мы уже на вершине,
И теперь только вниз босиком…
Б. Гребенщиков.
Эта книга о трагической эпохе 1930-х годов, начавшихся Великой депрессией и закончившихся Мировой войной, о социальных процессах и людях, влиявших на развитие планеты, о трагических случайностях и возможностях, большей частью упущенных, о спорах, которые мы до сих пор ведём об этой эпохе. Что было подчинено жёсткой логике событий, а что зависело от выбора людей.
В наше время, в эпоху глобализма, мировой порядок многим кажется незыблемым, вечным. Экономисты рассуждают о мощи американской экономики, которая неизменно справляется с временными трудностями, о необходимости повсеместного распространения «нормальных» экономических отношений – наиболее благоприятных для транснациональных корпораций.
Так же было и в 1920-е годы. Время расцвета мировой экономики, руководимой государствами Запада. Мир за пределами Европы, Северной Америки и Японии был поделен на колонии и сферы влияния. Только одна шестая суши – СССР – оставалась «страной-изгоем», где государство само действовало как единая корпорация.
Капиталистическая экономика росла, и, казалось, что этому росту не будет конца. В крайнем случае, он может замедляться и ускоряться. Люди мечтали о новых материальных благах, надеялись, что им выпало жить в эпоху процветания и мира. Эта иллюзия стала рушиться 24 октября 1929 года, когда началась паника на Нью-Йоркской фондовой бирже. Волны этой финансовой катастрофы охватили весь мир, погрузили в нищету миллионы людей, и уже через десятилетие последствия депрессии привели мир к новой мировой войне.
Уроки этой катастрофы необходимо помнить, особенно в наше время торжества неолиберальных идей, столь близких либеральным идеям 1920-х годов. Нынешнее процветание стран Запада, как и «бум» 1920-х годов, все более приближается к своим
пределам роста.
История не всегда повторяется как фарс. Иногда – как новая трагедия. Но трагические 1930-е годы – это и время поиска выхода, преодоления логики катастрофы. У неё были альтернативы, и, приближаясь к новому времени перемен, мы должны хорошо знать о них. Может быть, это поможет нам сделать XXI век более счастливым, чем был XX век.