Цитата: Alex_new1 от 16.02.2010 12:32:41
У Украины развился неуемный аппетит
http://www.zakon.kz/…petit.html
Как уже писала «Республика» («Украина и Казахстан спорят о цене», «Украина отказала Казахстану в «Дружбе»), с 1 февраля казахстанский трубопроводный оператор «КазТрансОйл» приостановил прокачку нефти в Восточную Европу по южной ветке нефтепровода «Дружба», которая проходит по территории Украины. В компании заявили, что причиной такого шага стало письмо от украинской компании «Укртранснафта» о расторжении в одностороннем порядке договора на транзит сырья по украинской территории.
Участники рынка, тем не менее, продолжают верить, что сторонам все же удастся договориться.
глава компании «Казмунайгаз»
Каиргельды Кабылдин:Мы обратились к российским коллегам, и они перенаправили нас в направлении,
которое экономически оказалось выгоднее, чем на Одессу
Теперь нефть из Казахстана потечет в сторону польского Гданьска.
России изменение маршрута поставок может принести дополнительные доходы,
а для Украины - серьезные потери.
В течение последних нескольких лет объемы транспортируемой через территорию Украины нефти
неуклонно снижались.
Так, если в 2007-м «Укртранснафта» по разным маршрутам прокачала порядка 50 млн тонн,
то в 2008-м этот показатель составил уже 40,9 млн тонн (-19,5%),
а в прошлом году только 38,5 млн (-5,9%).
Львиная доля перевозимых объемов приходилась на российский экспорт - 30,3 млн тонн за прошлый год,
но казахское сырье также занимало в структуре транзита весьма заметное место.
Однако и его количество в украинских трубах сокращалось год от года:
9,4 млн тонн в 2007-м,
7,8 млн - в 2008-м и, наконец,
5,3 млн - в 2009-м.
Падение объемов транспортировки не могло не сказаться
на наполняемости украинского бюджета, и тогда было принято решение
об увеличении платы за прокачку.
С начала 2010 года транспортный тариф вырос с 7,85 до 9,1 долл. за тонну.
26 января «Укртранснафта» в одностороннем порядке расторгла договор
о транзите казахской нефти.
В ответ «Казтрансойл» с 1 февраля прекратил поставки сырья по южной ветке «Дружбы».
Помимо тарифов, которые даже без учета их недавнего роста превышают
белорусскую транзитную ставку примерно на 15%, у Казахстана есть немало причин
для отказа от услуг Украины.
Киев любит поиграть и с платой за транзит, и с ценой поставок, но есть вопросы и к логистике.
Нет уверенности в том, что Одесса-Броды будет продолжать работать в нынешнем режиме.
Нельзя исключать и расчет Астаны на преференции, которые она получит,
когда начнет функционировать Таможенный союз.
Его единый кодекс вступит в силу 1 июля 2010 года.
Это будет означать
упразднение всех таможенных сборов на всем пути следования нефти - от скважины
в Казахстане до перекачивающей станции в Бресте.
По российским правилам компании подают заявки на прокачку за два месяца.
У «Казмунайгаза» как раз есть время, чтобы вписать свои поставки уже в льготный график загрузки.
Выгоду от изменения маршрутов получит и Россия.
Транзитное плечо до Белоруссии длиннее, чем до Украины.
Тонна-километров становится больше, российские доходы от транспортировки растут.
Замкнув на себя растущий казахский экспорт, Россия сможет получить колоссальные дивиденды.
Украина же в этой ситуации рискует оказаться безнефтяным пространством,
особенно если учесть, что Россия сокращает объемы транзита,
а Китай закупает все больше сырья у Астаны.
Транзит казахской нефти, как и прокачка российского газа, является для Украины
одним из основных источников поступлений в бюджет.
Если Киев будет продолжать настаивать на увеличении тарифов,
то лишь укрепит намерение экспортеров искать обходные пути поставок.