Тайна ботайского ГЕРМАФРОДИТА
№ 47 (16919) от 18.03.2010
Елена ЧЕРНЫШОВА
Ровно 30 лет назад североказахстанский археолог, доктор исторических наук Виктор Зайберт открыл энеолитическое поселение Ботай, что изменило многие представления о развитии древнего мира. А недавно европейские ученые подтвердили: именно здесь впервые была одомашнена лошадь.
Это событие стало настоящим взрывом в истории человечества, равным которому в последующем было только изобретение паровой машины, освоение космоса и создание Интернета. Тем приятнее, что его «авторами» стали далекие предки казахстанцев. Самое главное, что этот вывод не очередная «сенсация» мифотворцев от истории, не подгонка фактов под лжепатриотическую идею, а результат кропотливого труда маститых ученых Казахстана, России, Великобритании, Германии, Франции, США, проявивших к Ботаю особый интерес.
ОБЪЕКТ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
Наверное, только особой интуицией можно объяснить то, что в 1980 году Виктор Зайберт отправил на крутой берег реки Иман-Бурлук двух молодых лаборантов. К наставнику они вернулись с кепкой, полной обломков керамики и кремневых изделий. Уже через неделю после начала раскопок удалось собрать более 40 тысяч артефактов. А за годы работ их накопилось свыше 200 тысяч.
Пробные шурфы также показали, что на территории возводились капитальные постройки. Позже на севере Казахстана было открыто еще несколько подобных поселений, удаленных друг от друга на 100–150 километров (оптимальное расстояние для табунов). Все это позволило говорить о ботайской культуре и ботайцах, живших в эпоху
перехода от камня к бронзе, матриархата – к патриархату, и совершивших самую настоящую революцию, первыми оседлав лошадь.
КУМЫС ПИЛИ ШЕСТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД
На Ботае найдено самое раннее из всех известных свидетельств одомашнивания лошадей. Об этом недавно в академическом журнале «Science» написала группа археологов, руководимая британскими учеными из Эксетерского и Бристольского университетов. Они отметили, что речь идет о четвертом тысячелетии до нашей эры, а это примерно на одну тысячу лет раньше всех иных доказательств одомашнивания лошади и на две тысячи лет древнее тех одомашненных лошадей, останки которых были обнаружены в Европе.
Подтверждением такого вывода стал результат анализа соскобов с обнаруженных на Ботае черепков глиняных сосудов, где были найдены следы кумыса. Совершенно ясно: если кобылицу доят, значит, она уже не дикая. Археологи считают, что тогда одомашнено было около 10 процентов лошадей, но и вольные табуны находились под контролем человека. Так зарождалась технология коневодства в степях, сохранившаяся до современного времени.
СОВРЕМЕННИКИ, УЧИТЕСЬ
Ядром хозяйственной системы ботайцев было коневодство, но помимо этого они занимались обработкой кости, дерева, камня, изготавливали керамическую посуду. У жителей поселения было приспособление для сверления отверстий в камнях и даже ткацкий станок, в который заправляли нити из конопли и крапивы.
Ботайцы создали теплые жилища, в которых они жили зимой до начала летней кочевки.
Для начала делался котлован, возводились невысокие каменные стены, а затем из длинных жердей методом плетения корзины создавалось шатровое перекрытие, которое обмазывалось глиной и обкладывалось земляными пластами. Это была очень прочная конструкция, потому что давление шло на края постройки, для чего, безусловно, нужен был очень точный расчет. Все это говорит о том, что современники совершенно незаслуженно отпускают древнему человеку низкий интеллектуальный уровень.
ТАЙНЫ БОТАЯ
Три десятка лет ведется изучение Ботая, но сколько еще неразгаданных тайн он хранит! Археологами найдены бусины из прочного камня с такими узкими отверстиями биконической формы, что через них не всякая швейная игла может пройти. Как такое могли сделать шесть тысяч лет назад, непонятно до сих пор.
А вот еще одна загадка – трепанированный человеческий череп в глиняной маске, найденный антропологами в нише одного из древних жилищ. Находку увезли в Москву, где ученые дали такой расклад: трепанации был подвергнут подросток, который прожил после этого еще 17 лет. То, что ботайцы, не учившиеся ни в каких медицинских академиях и располагавшие в качестве инструмента только примитивным кремневым сверлом, смогли проделать в черепе сородича два отверстия, совершенно не задев мозг, нейрохирурги назвали фантастикой! Примечательно, что отверстия были открытыми, костной ткани почему-то не давали зарасти. Делалось это, видимо, с помощью какой-то костяшки, что доставляло человеку нестерпимые боли. Для чего? Виктор Зайберт выдвинул свою версию.
– Антропологи сообщили, что пол человека, перенесшего трепанацию, определить невозможно, это мог быть мужчина, а могла и женщина, – говорит Виктор Федорович. – Я думаю, что на Ботае родился гермафродит, признанный особым существом. Его практически обожествили. Скорее всего, он становится шаманом, и отверстия в его черепе были проделаны для того, чтобы при вибрации палочки, задевающей нервные рецепторы, вызывать боли, пеноизвержение, состояние транса. Это, видимо, нужно было для духовных мистерий.
ИСТОКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В ходе знакомства с отчетами по изучению костных останков людей лично меня поразил такой факт: практически у всех были хорошие зубы, не подвергшиеся кариесу. Это потому, говорит Виктор Федорович, что ботайцы не знали сахара. Вообще их жизнь сладкой никак не назовешь, условия весьма суровые.
Нарисовать общий портрет ботайца сложно. Дело в том, что на территории поселения обнаружены черепа людей нескольких рас: экваториальной, средиземноморской, протоиндоевропеоидной и монголоидной. Все это говорит о контактности людей в этих краях, подвижности, восприимчивости. Эта тенденция сохранилась и позже, в первом тысячелетии до нашей эры, по данным антропологов, расовый тип степного населения на 70 процентов являлся европеоидным и на 30 – монголоидным (сейчас эти показатели поменялись местами). Вероятно, отсюда и происходит феномен евразийства?
Ботайские поселения существовали около шестисот лет. После глобального потепления, когда богатые степные травы исчезли, начался массовый падеж лошадей, большая часть населения ушла на восток, Урал, Алтай, где ассимилировалась.
– Раньше среди историков бытовало мнение, что до эпохи бронзы эта земля была только транспортным коридором, через который шли индоарии, европейцы, тюрки и другие, но никогда не селились надолго, – говорит профессор Зайберт. – Открытие Ботая позволило полностью это опровергнуть. Стало ясно, что здесь начинается динамичная история, культурогенез – глобальная адаптация человеческих коллективов в окружающей среде. Именно ботайцами был сформирован тот тип деятельности, при котором люди могут выживать в степи, именно здесь формировалась степная цивилизация, подарившая древней ойкумене великие открытия.
http://www.express-k…t_id=37763