Тред №201274
новая дискуссия
Дискуссия
70
В Косово НАТО воевало против населения и муляжей танков
При заявленных натовцами 744 "подтвержденных" поражениях целей, впоследствии специалисты военной авиации США, много недель подряд обыскивавшие Косово и пешком, и на вертолетах, нашли доказательства только 58 попаданий в цели. Во время войны войско Югославии и МВД Сербии разместили на территории Косова около 200 старых румынских бронетранспортеров типа ТАБ, купленных еще во времена Чаушеску, давно вышедших из употребления и даже не имевших моторов. И вот по этим-то полузамаскированным "Табам", стоявшим на опушках косовских лесов, пилоты НАТО стреляли, "как одержимые", и отмечали точные "попадания".
По завершению войны, продолжает "Политика", американские офицеры на месте быстро выяснили размеры своих промахов, однако их доклад о реальном количестве пораженных целей долго скрывался. В ходе конфликта председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Генри Шелтон несколько раз заявлял, что авиация НАТО уничтожила около 120 танков, 220 бронетранспортеров и до 450 артиллерийских орудий Югославии .
Главнокомандующий силам НАТО генерал Уэсли Кларк отвечал более уклончиво, и на вопросы прессы, сколько единиц югославской военной техники уничтожено в Косове, отвечал - "достаточно". Кларк подвергал сомнению данные командования авиации и стремился выяснить истинную картину потерь войска Югославии. Однако когда в конце войны командующий югославской Третьей армией генерал Небойша Павкович заявил, что в Косове было потеряно только 13 танков, - Кларк назвал это "сербской дезинформацией".
Однако когда его помощники предположили, что Павкович мог быть и прав, генерал Кларк распорядился об отправке в Косово специальной комиссии для оценки эффективности ударов с воздуха. 30 экспертов этой комиссии констатировали, что бомбардировки были точны по неподвижным объектам - мостам и бункерам. Также признавалось, что сербы достигли немалых успехов в создании макетов и муляжей военных целей , на которые отвлекались бомбы и ракеты сил НАТО. Так, один из мостов был защищен тем, что в трехстах метрах от него был построен ложный мост из растянутой над рекой полиэтиленовой пленки; и именно эта цель была поражена семь раз подряд. Макеты артиллерийских орудий делались из длинных черных бревен, клавшихся на шасси от грузовиков. Муляж ракетной установки ПВО СА-9 был изготовлен из металлизированного картона, из которого делаются пакеты для молока.
После получения этих неприятных известий генерал Кларк распорядился провести новое обследование на местности. На вопрос заместителя командующего ВВС НАТО в Европе генерала Валгера Бегерта, не означают ли собранные данные, что натовская авиация не поражала югославские танки, Кларк отвечал, что это невозможно и что сербы "спрятали" пораженные машины, увезли подбитые танки. Эксперты возражали на это, что невозможно вывезти сгоревший 50-тонный танк, не оставив при этом следов на местности. В итоге в 30-дневный срок бригадный генерал Джон Корли представил Кларку новый доклад, в котором говорилось об "успешно пораженных 93 танках и 153 бронетранспортерах".
Эти цифры существенно отличались от тех, что назывались натовским командованием в ходе агрессии.
При этом эти данные основывались не на каких-то дополнительных исследованиях, а просто на заявлениях пилотов. Однако более чем в половине случаев, о которых генерал Корли говорил как о "несомненных попаданиях", имелось не более одного доказательства, как правило - мутная видеозапись из кокпита самолета или снятая спутником вспышка взрыва. Естественно, спутник фиксировал взрыв, но не то, было ли этим взрывом поражено что-либо и, если да, то что именно это было. За пределами военно-воздушных сил НАТО доклад Корли был встречен с недоверием.
В итоге в январе 2000 года в официальном докладе госсекретаря по обороне Коэна Конгрессу США о войне в Косове было сказано об отсутствии данных о количестве пораженных подвижных целей.
"Время показало, что американский способ ведения войны - никакой не миф, и бомбардировки гражданского населения эффективны, поскольку они вызывают многие моральные сомнения и дилеммы, а если речь идет о поражении военных целей с больших высот - в случае войны против Югославии в 1999 году оно было переоценено. Воздушная мощь в войне против Югославии была эффективна только против гражданских целей,а против военных - нет. Гражданские лица были терроризированы с употреблением эвфемизма "стратегические бомбардировки", и это и привело к тому, что Белград согласился на Кумановское соглашение", - заключает "Политика". (Политика. 24.03.2009).