О Риковере с пиететом пишут и наши ядерные гиганты. А выделенное красным ну просто крик нашей души сегодня, в эпоху эффективных манагеров (так что продублирую это и на ветке о Саяно-Шушенской):Парадигма адмирала РиковераАдмирал Хайман Риковер (Hyman George Rickover) - культовая фигура для американской атомной отрасли. Мы представляем читателям материал, подготовленный на основе доклада Роджера Стеле (Roger W. Staehle) "Парадигма Риковера для безопасности и надёжности ядерной энергии", прочитанного на международной конференции по парогенераторам в Торонто (Канада) в декабре 2009 года.
Адмирал Риковер
Основные достижения адмирала Риковера включают в себя следующее:
* за семь лет, с 1948 по 1955 годы, создал американскую атомную подводную лодку;
* всего построил 237 ядерных судов;
* ни разу не сталкивался с ядерной аварией;
* подготовил, образовал и оценил по достоинству несколько тысяч человек, пришедших в атомную отрасль на должности управленцев, проектантов, производителей и операторов;
* дал возможность американскому подводному флоту успешно действовать под арктическими льдами;
* создал реакторные зоны, чей срок жизни совпадал со сроком жизни лодки.
У студентов Аннаполиса есть примета - если потереть нос у бюста Риковера, то можно надеяться получить хорошую оценку на экзамене. Эту примету, пожалуй, было бы неплохо перенять и сегодняшним конструкторам и операторам.
Начало биографии
Будущий четырёхзвездный адмирал флота США родился 27 января 1900 года в еврейском местечке Макув-Мазовецки к северу от Варшавы. В 1905 году вместе с родителями Хаим эмигрировал в Америку, где в бедняцком квартале Чикаго получил новое имя Хайман.
В 1922 году после окончания военно-морской академии Риковер начал службу младшим офицером на эсминце "Ла Валетта" (DD-315) и продолжил её на линкоре "Невада" (BB-36). Следующим шагом в его карьере стало получение диплома магистра по электротехнике в университете Колумбии. Начиная с 1929 года, в его судьбе появился подводный флот - пока в виде лодок S-9 и S-48.
Рождение "Наутилуса"
В марте 1939 года американский физик Росс Ганн (Ross Gunn) обратился с письмом к командованию ВМФ США, в котором предложил использовать атомную энергию в двигателях подводных лодок. В 1942 году Энрико Ферми получает СЦР. Спустя 12 лет к американскому флоту присоединится АПЛ "Наутилус". На лодке стоял реактор S2W - водо-водяной реактор под давлением, сконструированный инженерами компании "Westinghouse".
Появлению "Наутилуса" предшествовала целая цепочка событий. 26 марта 1946 года лаборатория в Окридже призвала флот и промышленность присылать людей для обучения реакторным технологиям. В июне 1946 года на годичный курс был зачислен атомный стажёр Риковер. Спустя полгода после окончания учёбы Риковер добился утверждения у адмирала Нимица первой редакции списка основных требований к будущим атомным подводным кораблям.
В январе 1949 года Риковер предлагает начать в США выпуск трубок из циркония для будущих транспортных реакторов. Комиссия по атомной энергии (AEC) страны возражает, полагая цирконий слишком экзотическим материалом. Но успешные испытания в Советском Союзе атомной бомбы подталкивают события.
20 января 1950 года корабельное бюро США требует от военно-морского командования включить строительство АПЛ в планы на 1952 год. 8 августа 1950 года президент Трумен даёт своё добро на программу, поставив в качестве даты спуска первой лодки на воду 1955 год.
"Наутилус" существует только в макете, но Риковер уже думает о его первой команде. Начиная с августа 1951 года в ВМФ США проводится тщательный отбор будущих офицеров-подводников, причём каждый из кандидатов-финалистов в обязательном порядке встречается с Риковером.
В июле 1952 года Соединённые Штаты объявляют о проекте по созданию атомных авианосцев. На самом деле, компания "Westinghouse" начала работать в этом направлении по заказу AEC в сентябре 1951 года.
Декабрь 1952 года приносит Риковеру крупное разочарование. Полной неудачей окончились испытания управляющих стержней, сделанных из кадмия. Отныне все усилия военно-морских атомщиков будут брошены на гафний. В этом же месяце корабельное бюро постановило не распылять силы и не браться за атомный авианосец до тех пор, пока не будет построена первая АПЛ.
В июле 1953 года Риковер стал контр-адмиралом. Нельзя сказать, что это обрадовало многих военно-морских боссов. "Джентльмены, мы способны разбивать русских каждую среду до обеда, но что нам делать с Риковером?", - надпись, вложенная в уста высших морских чинов на карикатуре от "Сан-Франсиско Кроникл", как нельзя лучше демонстрирует умение свежеиспеченного адмирала ставить в тупик своё начальство.
Вместе с адмиральскими звёздами, на Риковера свалились и новые обязанности. Ему поручают заняться конверсией военных технологий для гражданских нужд. В штате Пенсивальния он курирует проект строительства АЭС "Шиппингпорт" (Shippingport).
Реактор станции имеет мощность 60 МВт(эл.), парогенераторы стоят горизонтально, в стержнях СУЗ используется гафний, а оболочки твэлов сделаны из некогда признанного экзотическим сплава циркалой-2. Первая в США коммерческая АЭС приступит к работе 26 мая 1958 года. Её разработчики помнят о необходимости замкнуть топливный цикл - "Шиппингпорт" считается головным блоком по программе водо-водяных корпусных бридеров.
30 сентября 1954 года АПЛ "Наутилус" был спущен на воду. 30 декабря 1954 года его реактор впервые был выведен на критику.17 января 1955 года лодка вышла в первое плавание. Первая перегрузка реактора состоялась в апреле 1957 года, а в следующем году лодка совершила беспримерный по тем временам переход от Гавайских островов в Англию через Северный полюс.
Хайман Риковер оставался в рядах ВМФ США почти до самой смерти. 19 января 1982 года он вышел в отставку полным адмиралом и скончался 8 июля 1986 года.
Парадигма Риковера
В своей работе над судовыми реакторами и атомными субмаринами адмирал Риковер сформулировал настоящий катехизис атомного инженера-лодочника из 11 пунктов.
1. Не позволяй радиоактивности проникать внутрь подводной лодки!
2. Не позволяй радиоактивности выходить в окружающую среду!
3. Добивайся абсолютной надёжности при единственном реакторе!
4. Обеспечь длительное существование лодки под водой без выхода радиоактивных загрязнений на поверхность!
5. Добивайся высоких скоростей под водой!
6. Активная зона должна существовать столько же, сколько составляет срок службы лодки.
7. Предусмотри другие потребности лодки, кроме движения.
8. Лодка эксплуатируется моряками, проектируется и строится людьми.
9. Сохрани целостность реактора при получении лодкой боевых повреждений!
10. Обеспечь возможность инспекций оборудования!
Риковер до конца жизни считал, что атомная энергия чрезвычайно опасна, и не скрывал своих убеждений.
"Я не верю в то, что атомная энергия имеет смысл, если она производит радиацию. Вы можете спросить меня - так почему же я занимался атомными судами? Потому что они - необходимое зло. Я бы утопил их всех. Я не горжусь тем, что я сделал. Но я сделал это, потому что они были необходимы для безопасности этой страны", - заявил адмирал Риковер в 1982 году, выступая в конгрессе США.
Но атомная энергия может работать надёжно и безопасно, если за неё отвечают высококвалифицированные и компетентные люди, инженеры-атомщики. Об этом говорится в шести тезисах адмирала Риковера.
1. Атомная энергия опасна.
2. Атомная энергия обладает огромными возможностями для улучшения жизни людей.
3. Атомная энергия может использоваться безопасно и надёжно.
4. Единственный путь к безопасному и надёжному применению атомной энергии - полная приверженность тех инженеров, кто проектирует, конструирует и использует её, к высочайшему уровню внимания к деталям технического совершенства.
5. Инженеры обязаны знать всё обо всём.
6. Атомная энергия - область для предельно компетентных технарей, но не для регуляторов, человеческих факторов и адвокатов. В заключение стоит напомнить основные принципы адмирала Риковера, сформулированные им для работ по атомной программе.
Технические принципы
* Круг вопросов, связанных с технологией, экономикой и графиком работ, должен быть ясно очерчен, и решаться они должны по раздельности друг от друга.
* Ни цена, ни сроки не имеют права служить обоснованием для принятия небезопасных или некорректных технических решений. * Необходимо обязательно проводить анализы тенденций, чтобы определять слабые места до того, как проявятся серьёзные проблемы.
* В экспериментальные данные следует верить вплоть до того, пока не будет доказано, что они неверны.
* Оборудование и системы должны быть спроектированы и испытаны во всём диапазоне предполагаемых или требуемых статических и динамических параметров.
* Существующие проекты прошли проверку анализом, испытаниями и опытом работ. Следовательно, предложения для любого малого изменения должны быть тщательно рассмотрены с целью показать, что они не ставят под сомнение технологический базис существующего проекта.
* Системы следует проектировать так, чтобы минимизировать последствия ошибок, с применением принципов резервирования и возможности отсекания отдельных узлов.
* Проектные предельные параметры должны учитывать возможные неопределённости, вытекающие из расчётов, ошибок при производстве и не предсказанных действий в ходе эксплуатации.
Организационные принципы
* Для управления сложными программами необходимо иметь сильную центральную техническую организацию.
* Как внутри организаций, так и при общении между ними обязательно создание чётко определённых и формализованных линий коммуникаций, в том числе, для определения и фиксирования особых мнений. Если спорный момент не был разрешён, обладатели особого мнения обязаны проинформировать о нём вышестоящий орган управления.
* Проблемы должны точно и без промедления докладываться наверх. Следует отделять факты от мнений.
* Для каждого узла, процедуры, испытания или мероприятия должно быть известно - кто конкретно за него отвечает.
* Рекомендации для подрядчиков должны быть технически независимыми, а не просто представлять собой, что, по мнению подрядчика, хочет заказчик.
* Сложные технологии требуют для себя сильного и независимого контроля качества.
Организационные принципы
* Сила любой технической организации заключается в том, что она делает, а не в том, что она говорит.
* Каждый из нас обязан бороться с соблазном мириться с проблемами.
* Безопасность - это не абстрактная концепция. Она вытекает из каждого аспекта технической работы и является фундаментальной ответственностью каждого участвующего в работах человека. Так говорил адмирал Риковер
"Опыт, накопленный человечеством, показывает, что дело делают люди, а не организации или менеджерские системы… Поэтому подчинённым нужно предоставлять как можно раньше власть и ответственность… По мере того, как они растут, им нужно постоянно добавлять объёмы работ, так чтобы никто не мог никогда сделать всю свою работу… Дайте людям свободу искать себе дополнительные занятия и большую ответственность".
"Сложные работы не могут быть выполнены совместителями. Людей нужно оставлять на много лет… Министерство обороны США не понимает нужды в непрерывности работ… поощряет отсутствие опыта и безответственность".
"Каждый менеджер несёт персональную ответственность не только за обнаружение проблемы, но и за её решение… До тех пор, пока вы не можете назвать персонально ответственного за ошибку, вы не можете сказать, что кто-то на самом деле несёт ответственность… Человек, стоящий во главе, должен уделять внимание деталям".
"Ни одна система управления не будет работать без труда людей… Менеджер, не готовый работать много, не сможет ожидать от людей хорошей работы".
"Я считаю вредным то представление, которое часто навязывается теми, кто учит менеджеров - вы сможете управлять любой работой, используя какие-то определённые волшебные системы менеджмента". Он построил 237 атомных судов. Он не знал больших неудач. Он принёс атомную энергию в море. К носу его бюста притрагиваются студенты, идущие на экзамен и молящие о хорошей оценке. Может быть, всем предприятиям атомной отрасли стоило бы выписать по копии "счастливого бюста" адмирала. Но ещё вернее их будет ждать удача, если они вернутся к принципам и тезисам Хаймана Риковера.
ИСТОЧНИК: По материалам доклада Роджера Стеле "Парадигма Риковера для безопасности и надёжности ядерной энергии".
Сокращённый перевод и адаптация - AtomInfo.Ru.
ДАТА: 31.03.2010