asdfg ( Слушатель ) | |
17 апр 2010 23:52:29 |
Miracle ( Слушатель ) | |
18 апр 2010 18:12:00 |
Цитата: asdfg от 17.04.2010 23:52:29
Удаленный пользователь | |
18 апр 2010 18:19:02 |
Miracle ( Слушатель ) | |
18 апр 2010 18:36:35 |
Цитата: nn от 18.04.2010 18:19:02
Цитата Заходим на посадку по курсо-глиссадной системе при отличной видимости
полосы. Пилотирует по директорным стрелкам второй пилот. Он четко держит их
в центре прибора, периодически командуя бортинженеру установить тот или
другой режим. Стабильный, спокойный заход.
Но вот команда: "Режим 80! Режим 78! Режим 75!" Вариометр показывает
вертикальную 6 м/сек. при норме три с половиной. В чем дело? Самолет явно
уходит ниже глиссады -- а директорные стрелки в центре.
Это ж хорошо, что мы заходили не в облаках. Хорошо, что старый штурман
комплексно контролировал заход по дублирующим системам. И он закричал:
"Двести метров -- дальней нет!" Это значит, что мы снизились гораздо раньше
и идем на высоте пролета дальнего привода -- и норовим снижаться...а домик
дальней приводной радиостанции -- вот он, в километре впереди.
Добавили режим, вышли в горизонтальный полет, прошли в горизонте
дальний привод... Глиссадная стрелка зашкалилась внизу, требуя энергично
снижаться. Нет уж, после привода снижаться пришлось визуально.
Такой случай -- медленного, вялого затягивания самолета под глиссаду по
команде прибора -- был не первым. Проведенный анализ показал, что вероятной
причиной явились радиопомехи на частоте работы курсо-глиссадной системы, а
причина помех -- переговоры "крутых" пассажиров по мобильному телефону.
Недаром пассажиров предупреждают: на посадке не пользоваться
радиоаппаратурой. Это действительно опасно.
А если бы экипаж тупо выполнял команды директора и разогнал
вертикальную скорость до 10 -- 12 м/сек, то вполне возможно, опомнившись,
дав взлетный режим и взяв штурвал на себя, пилот уже бы не успел вывести
самолет из снижения. Какая сила потребуется, чтобы остановить товарный
вагон, падающий со скоростью 40 км/час сверху вниз? И сколько секунд?
Цитата Пример уже из моей инструкторской практики. В Полярном я отдал заход на
посадку Коле Евдокимову, уже матерому второму пилоту, "невесте на выданье".
Облачность была низкая, а заход -- по приводам, контроль по локатору. Коля
шел как по ниточке, и вот, вблизи ВПР в разрывах стала просвечивать темная
земля. Вот-вот нижний край... хотелось пригнуться и заглянуть под кромку:
где же полоса?
И Коля "пригнулся". Вертикальная скорость увеличилась до пяти, шести,
семи метров в секунду -- так ему хотелось заглянуть... Я такого от
опытнейшего Коли никак не ожидал. Ждать тут было некогда; я выхватил машину
одновременно с командой диспетчера "прекратите снижение" -- тут и Коля
опомнился. Дальше все было в норме: увидели полосу и сели. Но ошибка
такая... хрестоматийная.
Подныривание под глиссаду на ВПР в надежде увидеть землю, особенно при
заходе по приводам, да и по курсо-глиссадной тоже, обычно приводит к грубому
приземлению до полосы, с большой вертикальной скоростью и с перегрузкой.
"Нет земли... нет земли... вот земля!... полон рот земли"...