Современные ВС США и Нато
9,466,044 20,075
 

  BlackShark ( Эксперт )
27 апр 2010 11:15:20

Тред №211235

новая дискуссия Дискуссия  69

http://rus.ruvr.ru/2…86909.html

«Взлет! Взлет! Русский бомбовоз на 12 часов!» ("The Daily Mail", Великобритания)
7.04.2010, 08:13



Кремль дразнит Британию пролетами Ту-160

Ии-у! Ии-у! Ии-у! Сирена на базе Королевских ВВС Льюхарс, что на восточном побережье Шотландии, надрывается, словно «крякалка» полицейской машины, мчащейся по срочному вызову.

Громкоговоритель на стене помещения для дежурных экипажей Северного авиакрыла немедленного реагирования оживает: «Взлет! Взлет! Супостат в 500 милях! Боевая тревога!» Массивные двери ангаров уже ползут в стороны, пилоты и ОСВ (операторы систем вооружения) откладывают книги, выключают iPodы и бегут к истребителям «Торнадо» F3.

Радар раннего оповещения, обшаривающий лучом небеса вокруг Британии, засек российский стратегический бомбардировщик - и он явно направляется к нашим границам. Первым его обнаружили норвежские ВВС - изящный сверхзвуковой Ту-160 (в НАТО он получил обозначение Blackjack - «кистень») покинул воздушное пространство России и взял курс на Фарерские острова. Позднее норвежские службы ПВО «передали» объект британским коллегам.

На базе Льюхарс с летчиков градом катится пот - не потому, что им страшно, хотя в кровь мощным потоком вбрасывается адреналин. Дело в том, что все суточное боевое дежурство они проводят в полной летной экипировке. Истребители должны быть в воздухе через 10 минут после объявления тревоги - поэтому каждая секунда на счету. Но для того, чтобы натянуть белье, летный комбинезон, жесткие противоперегрузочные брюки и резиновый спасательный костюм, нужно не меньше пяти минут, поэтому экипажи облачились в этот комплект, когда заступали на дежурство.

В результате пилоты выглядят довольно неуклюже и скованы в движениях. Тугие резиновые мембраны теплозащитного костюма, который должен уберечь летчика от переохлаждения в ледяной воде Атлантики, если что-то пойдет не так, неприятно натирают кожу. Кое-кто говорит, что всегда может определить летчика из частей немедленного реагирования по красной воспаленной полоске на шее.

В ангаре вокруг двух истребителей, вылетающих на задание, суетится целая толпа техников, в последний раз проверяя работу всех систем. Впрочем, главную роль в спектакле играют не они, а летчики. Добежав до машин и карабкаясь по алюминиевым лестницам в кабины, они вдыхают такой знакомый и такой пьянящий букет запахов металла, авиакеросина и гидравлической жидкости. В ближайшее время эта смесь заменит им свежий воздух.

В последние секунды перед вылетом пилоты, должно быть, гадают, что ждет их впереди - обычная игра в кошки-мышки или нечто куда более зловещее. Что затевают русские? Почему их самолеты постоянно крейсируют у наших воздушных границ? Это имело смысл в мрачные годы «холодной войны», когда советские дальние бомбардировщики регулярно вылетали на патрулирование, испытывая на прочность ПВО стран НАТО. Но никто точно не знает зачем, после пятнадцатилетнего перерыва, властитель новой России Владимир Путин в 2007 году приказал возобновить такие полеты. Однажды к нашим берегам со стороны Баренцева моря приблизились сразу восемь стратегических бомбардировщиков.

Если они не вторгаются в наше воздушное пространство, нарушения международных норм здесь нет, но и оставлять непрошенных гостей без внимания Королевские ВВС не могут. Реактивный «Кистень» - как и более старый тихоходный турбовинтовой «Медведь» Ту-95 (их тоже посылают на такие задания) - может нести до дюжины крылатых ракет с ядерными боеголовками. Каждая из них способна стереть с лица земли целый город. Возможно, конечно, вылетающие на патрулирование самолеты не имеют ядерного оружия на борту, а если и имеют, то вероятность его применения фактически равна нулю. Крылатые ракеты могут быть настоящими, но они почти наверняка оснащены учебными, а не ядерными боеголовками.

Рисковать, однако, никто не желает. Поэтому любой российский бомбардировщик, направляющийся к нашей территории - что только за последний год происходило не менее 20 раз - квалифицируется как «неприятельский». Последний такой инцидент случился всего несколько недель назад: «Торнадо» с Льюхарс перехватили Ту-160, летевший вдоль британской воздушной границы на северо-востоке Шотландии. Они сопровождали бомбардировщик в течение четырех часов. О том, нарушил ли «Кистень» британское воздушное пространство, идут споры. По некоторым сообщениям, он отвернул, когда оказался в 20 милях - нескольких минутах полета - от границы. По другим данным бомбардировщик пролетел мимо Сторноуэя на оконечности Внешних Гебридов и побережья Северной Ирландии: если это так, то вторжение в 12-мильную зону имело место.

Как бы то ни было, британские истребители «проводили» Кистень» и сфотографировали его с близкого расстояния, поэтому его экипаж - четыре человека - убедился, и наверняка доложил Путину, что британская ПВО начеку.

Задача ребят (а теперь все чаще и девчат) из авиакрыла немедленного реагирования - перехватывать «гостей», снимать их, и жестами или иным способом предупредить о необходимости удалиться. В крайнем случае, при  наличии приказа высшей инстанции, нарушитель будет сбит. Именно для этого готовят наших летчиков ПВО. Последствия, правда, будут совершенно непредсказуемыми: ослепительная вспышка, клубок огня, гибель российского экипажа - и серьезнейший международный инцидент. Никто не знает, чем может закончиться дело - акцией возмездия, войной?

Впрочем, пилотов «Торнадо» все это не касается - их дело не думать о последствиях, а исполнять свой долг.

Итак, летчики устраиваются в узкой кабине - пилот впереди, ОСВ за его спиной - и надевают шлемы, уже подключенные к линиям связи и подачи кислорода. Техники включили питание, и бортовые системы «разогреваются» с успокаивающим тихим гулом работающей электроники. Ракеты «воздух-воздух», подвешенные под крыльями и фюзеляжем, поставлены на боевой взвод и готовы к применению - как и встроенная 27-миллиметровая пушка.

«Запускаю двигатели», - сообщает пилот. Он щелкает тумблером и два мотора F3 с ревом оживают; мощное - словно адский колокол - эхо отдается во всех уголках бетонного сооружения. «Закрываю фонарь», - продолжает командир, и опускает щиток шлема, одновременно следя, успел ли наземный персонал отбежать на безопасное расстояние.

Фонарь над головами экипажа опускается и со щелчком становится в пазы. Пилот отпускает тормоза и направляет острый нос самолета к выходу - «Торнадо», словно сказочный дракон, медленно выползает из пещеры. По распоряжению диспетчерской службы вся другая активность на аэродроме приостановлена: вылет по тревоге - задача приоритетная. Два «Торнадо» немедленно получают «добро» на взлет. Небо - в их распоряжении.

Выруливая на взлетно-посадочную полосу номер 9, экипажи выполняют привычный ритуал проверки оборудования, убеждаясь, что все системы работают нормально. Истребители на мгновение замирают в начале ВПП; затем пилоты устанавливают  турбореактивные двигатели на взлетный режим. «Торнадо» начинает дрожать, словно рвется вперед: командир удерживает его штурвалом. Включается форсаж: подача топлива мгновенно увеличивается в десять раз. Из сопел двигателей вырываются снопы желто-голубого пламени в 30 футов длиной. Пилот выжимает РУД вперед до отказа, и когда двигатель достигает полной тяги, отпускает тормоз.

Самолет стремительно мчится вперед - за несколько секунд 25 тонн металла разгоняются до 150 миль в час. Сила тяги вдавливает летчиков в спинки кресел. «Отрыв», - произносит пилот, отпуская РУД и протягивая руку к рычагу управления шасси. Самолет уже в воздухе, шасси убраны, стремительная машина готова к бою.

Внизу, южнее, промелькнули зеленые лужайки всемирно известного гольф-клуба Сент-Эндрюс. «Торнадо» пересекает береговую линию; за долю секунды экипаж едва успевает понять, что темные точки на песке - это тюлени, греющиеся на солнышке. Еще одно движение штурвала, и машина, пронизывая облака, набирает высоту до 12000 футов.

В наушниках пилотов постоянно звучат сообщения и инструкции радиолокационного центра наведения: операторы на экранах радаров отслеживают полет русского бомбардировщика, держащего курс на юг, к берегам Британии. «Торнадо» в боевом строю, держа дистанцию в милю, поворачивают влево и направляются на север, чтобы перехватить самолет.

На базе на взлетную полосу выруливает самолет-заправщик. С полными баками F3 может находиться в воздухе до четырех часов - по идее этого достаточно, чтобы обнаружить и сопроводить «супостата». Но у современных «Кистеней» дальность и продолжительность полета вдвое больше, чем у «Медведей» - и кто знает, сколько продлится этот «спарринг» над Северной Атлантикой. Поэтому при необходимости «Торнадо» дозаправятся в воздухе и продолжат выполнять задание.

Радио снова оживает. «Супостат в 200 милях - от вас на 12 часов, - сообщает центр наведения. - Держите ту же высоту и направление». На заднем сиденье ОСВ уже видит на экране бортового радара «Фоксхантер» точку - «вражеский» самолет приближается. «Контакт», - произносит он и захватывает цель для автоматического сопровождения. Игра началась.

Увидев Ту-160 невооруженным глазом, пилоты истребителей сбрасывают газ: иначе они просто пронесутся мимо него, фактически не обозначив свое присутствие. А ведь цель всей операции именно в том, чтобы дать понять русским - мы здесь, мы следим за вами. Наилучшая тактика, говорят британские летчики, не раз выполнявшие такие вылеты - заложить широкий вираж за хвостом бомбардировщика, удерживая расстояние в милю, а затем сделать разворот и постепенно обогнать его. Так можно пройти от объекта в нескольких сотнях метров и как следует его рассмотреть.

Такой вот получается «контактный вид спорта» в бескрайних и пустынных небесах - регби на высоте в 39000 футов, без касания, но на волосок от него.

На близкой дистанции, когда самолеты летят бок о бок, можно отчетливо рассмотреть синие и желтые полосы с красной звездой - эмблему российских ВВС - на хвосте самолета и имя одного из российских героев-летчиков, в честь которых названы все Ту-160, написанное кириллицей на фюзеляже. Радиоконтакт между британскими и русскими самолетами не устанавливается. Экипажи не обмениваются ни словом. Впрочем, они летят на таком расстоянии друг от друга, что вполне можно помахать рукой «Ивану» в кабине бомбардировщика. Судя по всему, «охотники» и «добыча», следуя параллельными курсами, частенько обмениваются такими приветствиями. Более того, пилоты Королевских ВВС клянутся и божатся, что однажды один из летчиков в кабине «Медведя» спустил брюки и продемонстрировал им свою «пятую точку». Британцы в свою очередь показывают русским пикантные фото девушек из мужских журналов - пусть полюбуются!

Небольшое расстояние между самолетами отлично подходит и для более серьезного дела - фотографирования и видеосъемки. Эти материалы затем анализируются специалистами из разведки ВВС на предмет сведений о вооружении самолетов, модификациях, новом оборудовании. На российских бомбардировщиках видеокамеры тоже работают, так что Москва, в свою очередь, несомненно старается быть в курсе изменений в западных технологиях.

Из кабины «Торнадо» британские экипажи отлично видят гигантский размах крыльев старомодных «Медведей», или острый, как у «Конкорда» нос Ту-160: нетрудно понять, почему русские летчики окрестили этот элегантный самолет «белым лебедем». При встрече с «Медведем» они, возможно, также переживут не самые приятные ощущения, глядя на направленные в их сторону два ствола хвостовой турельной пушки.

Сколько продлится это «перетягивание каната» в небесах, зависит от русского пилота, но в конечном итоге они всегда - по крайней мере так было до сих пор - прекращают игру и отворачивают. Экипажи «Торнадо» ждут, пока бомбардировщик не исчезнет вдали, а затем ложатся на обратный курс: родная база Льюхарс всего в 250 милях.

Что же касается русских летчиков, огибающих Исландию и следующих дальше на север, то их ждет еще очень долгий путь до аэродрома в приволжском городе Энгельс - до него еще почти 3000 миль. Для экипажей «Медведей» это будет длинное путешествие в не слишком комфортабельном чреве старого чудовища под неумолчный шум четырех турбовинтовых двигателей, неторопливо перемалывающих лопастями милю за милей. Современные реактивные «Белые лебеди» преодолевают это расстояние гораздо быстрее - вдвое превышая скорость звука. Условия для экипажа там тоже гораздо лучше.

Какова бы ни была истинная цель их заданий, летчики российской стратегической авиации довольны решением Путина возобновить патрулирование вблизи границ натовских государств: ведь это дает им возможность регулярно подниматься в воздух. «Когда пришел приказ, это было просто непередаваемое ощущение, - рассказал один пилот с авиабазы в Энгельсе. - Мы снова можем заниматься своим делом, мужской работой». Близкий контакт с британскими экипажами, сопровождающими их в полете, похоже представляется русским забавным и даже приятным приключением. «В воздухе мы встречаемся как коллеги, - с энтузиазмом замечает пилот «Медведя». - Всегда обмениваемся приветственными жестами и улыбками».

Впрочем, у тех, кто отдает им приказы, намерения, возможно, не столь дружелюбны. Не приходится сомневаться, что эти полеты представляют собой демонстрацию силы - этакий недвусмысленный намек Путина, что Россия снова стала мировой державой. В Москве дальние бомбардировщики рассматриваются как важный элемент российской ядерной триады - наряду с межконтинентальными ракетами наземного базирования и подводными крейсерами стратегического назначения.

Тем не менее командование вооруженных сил настаивает, что эти полеты проводятся в полном соответствии с нормами международного права и не сопровождаются нарушением государственных границ. Так, после того, как Королевские ВВС обнародовали драматические снимки мартовского перехвата «Кистеня» у Гебридских островов, Москва категорически утверждала, что самолет не вторгался в британское воздушное пространство. «Полеты наших самолетов выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств», - заявил в этой связи официальный представитель российских ВВС подполковник Владимир Дрик.

Другому сотруднику пресс-службы российского Министерства обороны - его имя нам неизвестно - очень понравились снимки Ту-160, сделанные экипажем «Торнадо» и напечатанные в Daily Mail. «Прекрасные фото, - заметил он. - Наши ребята отлично справились с задачей, правда?». Так что похоже эти «надоедливые» полеты будут продолжаться.    

Впрочем, как это ни парадоксально, командованию британской ПВО они представляются отнюдь не досадной помехой. Сегодня, после 11 сентября, главная задача истребительных частей немедленного реагирования - не сопровождение российских бомбардировщиков, а перехват и при необходимости уничтожение самолетов, захваченных террористами, стремящимися повторить атаку на Всемирный торговый центр.

Именно поэтому F3 в Льюхарс и на базе Конингсби в Линкольншире (там дислоцируется Южное авиакрыло немедленного реагирования) находятся в круглосуточной боевой готовности все 365 дней в году. Если диспетчерская служба по непонятной причине утратит контакт с гражданским авиалайнером или частным реактивным самолетом в пределах британского воздушного пространства или вблизи него, они всегда готовы действовать. Экипажам этих самолетов часто приходится вылетать по тревоге - до сих пор, слава богу, она неизменно оказывалась ложной - в связи с угрозой воздушного теракта. Но мало кто сомневается, что рано или поздно такая опасность может оказаться реальной.

Главная проблема для экипажей, находящихся на боевом дежурстве - это скука. Они постоянно находятся в ожидании - такова их работа. «Я присел, посмотрел видео, потом прогулялся, включил телевизор, выпил кофе - и до конца дежурства оставалось еще 22 часа», - так описывает один ветеран свою типичную «смену» на аэродроме. Для них периодическое появление русских «Медведей» и «Белых лебедей» вблизи наших границ нарушает монотонную рутину и дает возможность отточить навыки, которые однажды могут спасти тысячи жизней.

Одним словом, спасибо, Владимир! Что бы ни было у тебя на уме, ты держишь нас начеку.

В работе над статьей принимал участие наш московский корреспондент Уилл Стюарт (Will Stewart)

Статья веселая, но добрая, в общем. Напоминает статьи из "Красной Звезды" о буднях Н-ского полка. Ляпов, правда, хватает. Начиная от недоуменных вопросов, зачем, мол, сюда прилетают русские (напоминает Йоссариана - "за что они хотят меня убить? я всего лишь прилетаю сбросить им свои бомбы!"), рассказов про то, как они перехватили Ту-160, нарушивший их воздушное пространство (упустили они его, иначе б вони было) и т.п. сказочки, типа, летчиков, докладывающих лично Путину о результатах полета.  :D
Отредактировано: BlackShark - 27 апр 2010 11:19:48
  • +1.13 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!