Британская The Daily Telegraph приводит выдержки из новой книги Нуриэля Рубини и Стивена Мима (Stephen Mihm).
По мнению авторов, финансовая система «прогнила» изнутри, чему «способствовали» и деформированная структура вознаграждений в отрасли, и необъективность рейтинговых агентств. Кризис лишь обнажил уже годами складывавшиеся проблемы. Говоря о судьбе CDO и других токсичных активов, Рубини вспоминает аббревиатуру GIGO, или «garbage in, garbage out» (мусор на входе — мусор на выходе).
Рейтинговые агентства также потребуют изменения своей бизнес-модели. То, что они генерируют доход за счет компаний, которым они присваивают рейтинги, создает серьезный конфликт интересов. За рейтинги долгов должны платить инвесторы, а не эмитенты. Равно не нужно разрешать рейтинговым агентствам предлагать консалтинговые услуги эмитентам долговых обязательств, здесь также возникает конфликт интересов. Наконец, сегмент рейтинговых агентств должен быть открыт для конкуренции. Сейчас несколько компаний концентрируют в своих руках слишком большое влияние.
Необходимы и более радикальные меры. Некоторые институты, считающиеся «слишком крупными, чтобы обанкротиться», должны быть разделены, в том числе Goldman Sachs и Citigroup.
Регулирование, по мнению Рубини и Мима, может и должно консолидироваться в руках меньшего числа регуляторов с большими полномочиями. Центробанки обладают, вероятно, самыми большими полномочиями и несут максимальную ответственность в вопросах защиты финансовой системы. В последние годы они работали неэффективно. Они не обеспечивали выполнение собственных регулирующих нормативов, и хуже того, не сделали ничего, чтобы спекулятивные мании не вышли из-под контроля.
Как бы то ни было, они подпитывали эти пузыри, а потом, в порядке компенсации, делали все возможное, чтобы спасти жертв кризиса от неминуемого краха. Это непростительно. В будущем центробанки должны в упреждающем порядке с помощью денежно-кредитной политики ограничивать и сдерживать рост спекулятивных пузырей.
Центробанки самостоятельно не могут справиться с трудностями, стоящими перед глобальной экономикой. В долгосрочном периоде экономической стабильности угрожают существенные диспропорции глобальных платежных балансов, а также риски быстрого снижения стоимости доллара. Для решения обеих проблем необходима готовность к международному экономическому регулированию.
Реформы финансовой системы помогут снизить частоту возникновения кризисов, но не исключить их полностью. Как однажды отметил экономист Хаймен Мински (Hyman Minsky): «Нет такой возможности, чтобы мы раз и навсегда все исправили; нестабильность, которую пытаются побороть одним комплексом реформ, со временем проявляется в новом обличии». Кризисы нельзя искоренить; как в случае с ураганами, можно только контролировать ситуацию и смягчать последствия.
Как ни странно, этот тревожный факт должен давать нам надежду, считают Рубини. На пике спада в Великую депрессию политики и чиновники начали реформы финансовой системы, которые заложили основу будущих 80 лет стабильности и безопасности. Все это неизбежно со временем распалось, но 80 лет — это долгий срок, это целая жизнь.
Смотря в будущее финансовой системы из мрака нашей недавней Великой рецессии, мы может попытаться превзойти прежнее достижение. Ничто не длится вечно, кризисы будут возвращаться. Но они не обязательно должны быть такими масштабными и не должны представлять угрозу существованию нашей экономики. Если мы укрепим плотины, которые защищают нашу финансовую систему, в будущем мы сможем выдерживать кризисы, считают Рубини и Мим.