![]() |
Autolic ( Слушатель ) |
04 июн 2010 в 10:42 |
Цитата
Давид и Голиаф
Как в том, что называется Историей, искажается реальность?
Это далеко не так трудно, как может показаться. Перво-наперво нарушается временная последовательность событий. Причины выдаются за следствие и наоборот. Ярчайший пример - русская революция 1917 года. Массовое сознание твёрдо уверено, что революция 1917 года - это революция большевиков, свергнувших царизм. И массовое сознание вековой пропагандистской штамповкой деформировано настолько, что даже если воссоздать всю картину в деталях, оно всё равно "останется при своих", мысли неизбежно соскальзывают в десятилетиями наезженную скрипучими колёсами колею.
Иссечь реальную временную последовательность на кровоточащие обрубки и построить из её членов что-то вроде изображённого на картине Дали "Предчувствие гражданской войны в Испании" позволяет одно свойство человеческой психики. Дело в том, что люди воссоздают прошлое, прибегая к ощущениям, данным им в действительности. Тонкость в том, что действительность наша - СЕГОДНЯШНЯЯ. Людское воображение мысленно воссоздаёт прошлое, пользуясь неким визуальным рядом, а он, в свою очередь, появляется в нашей голове благодаря несчастью увидеть какие-то иллюстрации в написанных сегодня в лучшем случае учебниках, а в худших - в беллетристике, а в случае самом наихудшем - в художественных фильмах.
Ну, и второе - безбожно нарушается масштаб. Масштаб реальности как таковой и, как следствие, масштаб происходивших в реальности событий. Прошлое - это Королевство Кривых Зеркал, причём некоторые зеркала в этом королевстве мало того, что кривые, но они ещё и разбиты, а потом кое как склеены и каждый кривой осколок криво отражает в себе кривизну остальных.
Общественное сознание опрокидывает в прошлое сегодняшние образы, оно просто не может иначе, других у него нет и поэтому представить себе, чем была в тридцатые годы прошлого столетия, скажем, Британская Империя, сегодняшние "массы" не в состоянии, они смотрят в прошлое сквозь окуляр, который называется "Великобритания" и видят в книге фигу. Они невольно усиливают задним числом Британскую Империю, изображая деяния целой Империи деяниями сегодняшнего "острова".
Абсолютно то же самое и с СССР. Люди с так называемым "интеллигентским складом ума" не в силах понять, почему русские так держатся за Победу. И держатся тем упорнее, чем больше льют на неё помоев. И никакими "разоблачительными" фактами это упорство поколебать не удаётся. Удивительное дело! Интеллигент, тот самый, что в массе своей антисоветчик, ничтоже сумняшеся полагает, что достаточно снять пару бездарных фильмов, дать несколько "ссылок" на труды тех, кого сам интеллигент числит в "авторитетах", и - дело в шляпе! Да не тут-то было. "Закидывание трупами" отскакивает от русской памяти как горох от стены. "Быдло, оно и есть быдло, - машет интеллигент рукой, с тоской вспоминая котельную, где так уютно вычитывалась интеллигентская правда, - не тот народ мне достался..."
А народ держится за Победу вот по какой причине - он не знает прошлого в цифрах и сводках, но зато у него есть другое знание - знание инстинкта, у него есть то, что мы называем "народной памятью", народ не помнит деталей, но зато он догадывается о масштабе событий. О масштабе истинном, не искажённом пропагандой, ни тогдашней, ни сегодяшней.
Государственная же пропаганда тогда и государстенная же пропаганда сегодня (а это совершенно разные пропаганды разных государств) изображала и изображает Великую Отечественную как битву двух Голиафов. Истина, однако, в том, что к 1941 году Россия Голиафом не была. В стране только в 1939 году была подведена черта под Гражданской войной, страна не была индустриализована, в ней прошло всего лишь две (ДВЕ!) пятилетки. Сравнивать Россию и пошедшую на неё крестовым походом Европу даже не представляется возможным, это несопоставимые величины.
Россия была не тоталитарным Голиафом, сокрушившим другого тоталитарного Голиафа на радость всему прогрессивному человечеству. Образ двух сошедшихся в схватке чудовищных в своей мощи монстров позволяет умалить подвиг России. Люди не в состоянии вместить в голову величие того, что проделала Россия, неохватность, немыслимость русского подвига. Изображая тогдашнюю Россию сильнее, чем она была в действительности, они умаляют Победу, делают её соразмерной своему маленькому уму. Но то, чего не может осмыслить один, взятый в отдельности ум, очень хорошо понимает собранный из отдельных человеческих умов ум народа. И в этом уме живёт неумирающее понимание и глубинное осознание того, что в Войну русские примерили на себя библейскую историю. Они не прочли её, они её прожили. Писание стало не только о них, но Писание стало ими.
Писание обрело буквальность и обрело её в реальности. В русской реальности. Писание стало писано по-русски и рассказывалось в нём про русских. Миру было явлено чудо. Европеец пошёл войной на Русского и Русский поверг Европейца. Давид поверг Голиафа.
Этот образ и пытаются разрушить. И я думаю, что старания эти обречены. Ведь посягая на Победу, посягают на религиозное чувство. В самом прямом смысле. И посягательства эти не только глупы и бессмысленны, но ещё и полезны, ибо нападками веру не поколеблешь, от чужих нападок вера становится только крепче.
Г.А.