еще одна статья
http://www.chaspik.i…s/6437.htmКто поджигает Кавказ?Общее количество западных НПО в Южном Федеральном Округе России перевалило за 100. Все они — заняты «укреплением мира на Кавказе». Странно, но факт: пока этих фондов и грантов в России не было, мир в регионах был. Теперь, когда этих деятелей только прибавляется, покой у мирных жителей… убавляется.
Гнусный теракт, совершенный в московском метрополитене, очередной раз наводит на размышления — почему никак не удается остановить кровопролитие на Кавказе? Безусловной заслугой тогда еще Президента РФ, а теперь Премьера В. Путина является успешная стратегия по подавлению сопротивления террористического интернационала, окопавшегося в кавказских горах. Тактика действия малочисленных, но мобильных и хорошо экипированных отрядов сил специального реагирования, работающих на упреждение выходок бандитов, оправдала себя. В свою очередь, террористическое подполье придерживается той же тактики.
Слабый — всегда аморален и жесток
Уже нет крупных соединений боевиков численностью в 500, 1000 и даже 2000 человек, как это было несколько лет назад. В горах и лесах Чечни и Ингушетии орудуют группы по несколько человек (максимум — несколько десятков), которые придерживаются партизанской тактики, исповедуя принцип «обстреляй, ужаль больней и растворись в окружающем ландшафте, скройся в складках местности». Тем не менее, российским войскам удалось выработать более-менее эффективную тактику по противодействию сепаратистскому бандподполью.
Теракты в Москве и других городах только подтверждают тезис, что слабый противник всегда старается отыграться на мирных жителях. Сошлюсь на мнение Алекса Маршалла (лектора кафедры истории военных действий Королевского института комплексных исследований Университета Глазго, Великобритания): «Экспансия царской России на Кавказ обрела черты серьезной политики в 1801 году, когда царь Александр I сделал христианскую Грузию (которая была постоянной жертвой персов и турок — оттоманов) частью Российской империи. Оборона Грузии зависела от контроля над Военной грузинской дорогой Тбилиси-Владикавказ и усмирения горских племен (ингушей, чеченцев, дагестанцев, черкесов), которые обитали по обеим сторонам дороги», — пишет А. Маршалл.
Этим абзацем разбиваются все доводы Тбилиси о 300‑летней русской оккупации гордого грузинского народа, как и неуместный плач о невинных жертвах кавказских народов во время Кавказской войны. Британский ученый, как видим, пишет о спасении Грузии царем Александром I не только от турок и персов, но и от набегов горских племен. Далее идет подробный анализ боевых действий русских против нерегулярных частей горцев, а также затрагивается тематика противостояния с басмачами в Средней Азии в 1920‑1930 годах. Маршалл откровенно признает, что за басмачами стояла английская администрация в Индии, опасавшаяся проникновения русских в свои колонии. Благодаря умелым действиям, Красная Армия разгромила банды басмачей, и, придерживаясь взвешенной политики (как это было ранее на Кавказе) восстановила порядок. Вчерашние противники в лице горцев превратились в союзников России, служивших ей верой и правдой во многих войнах.
Характеризуя афганскую эпопею, Маршалл констатирует факт потери Советской Армией практических навыков по борьбе с бандподпольем. Долгое мирное существование наносит значительный ущерб боеготовности воинских частей, как бы кощунственно это ни звучало. Здесь уместна цитата из Ф. Ницше: «Любите мир как средство к новым войнам. Причем короткий мир любите больше, чем долгий». По мнению А. Маршалла, афганская кампания — самый неудачный антитеррористический опыт русской армии за последние 200 лет. Этому способствовала также поддержка моджахедов антисоветской коалицией, куда входили США, Саудовская Аравия, Пакистан и Китай.
Деморализующий эффект вялости высшей государственной власти при Горбачеве зловещим эхом откликнулся во время первой чеченской войны, уверяет английский ученый. И тут же добавляет, что уже к 1999 году русские генералы сумели вновь обратиться к опыту своих предшественников и интеллектуально переосмыслить это богатое наследие. «Доктринально это был усовершенствованный подход, но техническое обеспечение ничем не отличалось от того, каким располагала русская армия в 1994‑1996 годах. В 1999‑2000 годах отряды российской армии не продвигались вперед прежде, чем занятая ею территория не была приведена в полное соответствие с мерами безопасности. Это позволяло удерживать позиции и после того, как основные силы продвигались дальше», — констатировал Маршалл. — «Русская тактика иррегулярных войн снова в деле».
Такой хвалебный анализ маститого аналитика позволяет иначе взглянуть на действия солдат и офицеров, несущих нелегкую ратную службу в северокавказских республиках. Честь им и хвала, если об их успехах заговорили в далеком Лондоне. Следует сказать, что Королевский институт комплексных исследований — элитарный исследовательский центр. Его внимания не раз удостаивались высокопоставленные лица: бывший британский премьер Тони Блэр, американский генерал Дэвид Петреус, экс-президент США Джордж Буш и др. Филиалы института открыты в США и Катаре. В 2008 и 2009 годах в номинации «Лучший аналитический центр» это заведение занимало первые места. Целевая аудитория института — правительственные чиновники и сотрудники Минобороны Великобритании. Поэтому авторитету его сотрудников, в том числе и Алексу Маршаллу, можно доверять.
Мира почему-то не прибавляется…
Однако успехи русской армии в борьбе против исламского экстремизма нравятся не всем, особенно Западу. С приходом к власти партии В. Путина западные спецслужбы сменили тактику. Если раньше по Чечне и Дагестану шастали любознательные иностранцы, многие из которых были кадровыми сотрудниками американской ЦРУ и английской МИ — 6, то теперь им на смену пришли сотрудники т. н. гуманитарных миссий. На словах они ратуют за мир, а на деле стараются вставлять палки в колеса федеральной власти, дабы не позволить России исцелиться от «кавказской раны».
По некоторым данным, общее количество западных НПО в Южном Федеральном Округе перевалило за 100. Среди них следует выделить Фонды Карнеги и МакАртуров (США), Фонды Ф. Эберта и К. Аденауэра (Германия), Американский комитет за мир на Кавказе, Американский комитет за мир в Чечне и т. д. Только мира от деятельности этих фондов и комитетов на Кавказе почему-то не прибавляется. У каждой из этих организаций свое поле деятельности: кто-то занимается срезом информации социально-политического характера, кто-то ведет откровенную разведывательную деятельность, замаскированную под оказание гуманитарной помощи малоимущим слоям населения, а кто-то работает напрямую с элитами округа. К последнему типу организаций относится Американский совет ученых сообществ. Его представители устраивают всевозможные конференции и «круглые столы» в стенах вузов, налаживая контакты с представителями научного сообщества России, они интересуются буквально всем: хозяйственно-политическими моделями устройства округа, антропологическими и социологическими исследованиями, а также осуществляют ряд проектов в области этнологии. Под благовидным предлогом совместной научной деятельности к работе Американского совета привлекаются российские эксперты и исследователи, снабжающие своих американских «друзей» необходимой информацией.
Обеспечением негативного информационного фона занимается многочисленная свора правозащитников, кормящихся западными грантами. «Русскому народу место в тюрьме, причем не где-нибудь, а именно у тюремной параши… Русская нация — раковая опухоль человечества!» — эти эпатажные слова принадлежат диссиденту со стажем Валерии Новодворской, правозащитнице, бережно опекаемой Вашингтоном. «Меня совершенно не ужасает неприятность, приключившаяся с Хиросимой и Нагасаки. Зато смотрите, какая из Японии получилась конфетка! «Семерка» в Токио заседает, парламент либеральный имеется. Игра стоила свеч», — вещает В. Новодворская с газетных полос. Эта дама не упускает случая раскритиковать кавказскую политику Кремля. Она ей настолько ненавистна, что Валерия Ильинична полагает за лучшее, если бы США напали на Россию.
Ну, что взять с больного человека? С июня 1970 по февраль 1972 года Новодворская находилась на принудительном лечении в спецбольницах с диагнозом «шизофрения и параноидальное развитие личности». Исцеления, как видим, не случилось, а вот трибуну предоставили, и не в лечебнице.
Среди прочих НПО наиболее заметны Международный институт стратегических исследований со штаб-квартирой в Лондоне, а также Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN) под руководством академика В. Тишкова, созданная на средства американских Фондов МакАртуров и Карнеги. Сейчас EAWARN сотрудничает с аналогичными проектами в Восточной Европе, которые управляются из единого центра, находящегося далеко за океаном — из Принстона (США).
Странная зависимость
Из наиболее крупных экспертно-исследовательских центров, специализирующихся, в том числе, и на кавказской проблематике, следует назвать американский Центр стратегических и международных исследований (ЦСМС), который ежедневно отслеживает ситуацию на Северном Кавказе, в частности, в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Дагестане. По данным ЦСМС, в 2008 году в северокавказских республиках было совершено 795 актов насилия, включающих в себя теракты, убийства, нападения на гражданских лиц и работников правоохранительных органов и военнослужащих, а также подрывы и обстрелы военных объектов. В 2009 году таких происшествий было уже 1101. Выросло общее количество потерь в результате нападений. В 2008 году в списках погибших значились 586 человек. В 2009 — уже 916. Причем, наибольшие показатели эскалации конфликта приходятся на Дагестан и Ингушетию, в то время как Чечня, Кабардино-Балкария и Северная Осетия занимают, соответственно, третье, четвертое и пятое места. На самом сайте ЦСМС выложена детальная диаграмма с обозначением районов, где имели место кровавые происшествия. ЦСМС отслеживает не только динамику обстрелов и подрывов на Северном Кавказе, но также пристально следит за ценами на нефть, соотнося их со статистикой нападений боевиков.
Данные свидетельствуют, что как только цены на «черное золото» ползут вверх, моментально происходит рост числа атак террористов. Внимание ЦСМС к проблемам возникновения этнических конфликтов на Кавказе обусловлено вовлеченностью Запада в происходящие события, поскольку часть общественных организаций на Кавказе создавалась при содействии Вашингтона и Лондона. Известно о попытках зарубежных эмиссаров раскачать ситуацию в Кабардино-Балкарии, где создаются общественные организации этнического толка, враждебно настроенные к действующей власти. ЦСМС связан с Джеймстаунским фондом, в руководящий совет которого входят бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский и бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси. Согласно данным из открытых источников, в настоящее время фонд выпускает материалы с подробным анализом ситуации на всем Северном Кавказе. Как говорится на сайте фонда, публикации широко используются американскими правительственными аналитиками и законодателями.
Особого разговора заслуживает Международный Комитет Красного Креста (МККК), чей филиал находится в Кабардино-Балкарии. Кроме ухода за ранеными, больными и лицами, содержащимися под стражей, МККК занимается сбором разнообразной информации по геополитике, этнографии, религиозной ситуации во всей России, в т. ч. на Кавказе. Особое внимание уделяется анализу хода межклановой борьбы в северокавказских республиках России, а также в Республике Южная Осетия-Алания. Такие учреждения как Фонд Карнеги, Совет по внешней и оборонной политике, Фонд Д. С. Мотта, а также упоминавшаяся выше EAWARN выступают в качестве консультантов и советников для сотрудников МККК. Как ни странно, социологические опросы населения по наиболее наболевшим вопросам тоже входят в круг обязанностей МККК. Как правило, они касаются отношения местного населения к органам власти на местах и к российским властям в целом, что позволяет измерить уровень протестного потенциала в республиках Кавказа. МККК контактирует с представителями чеченской диаспоры за рубежом, обменивается информацией и поддерживает отношения с оппозиционными изданиями, как в Чечне, так и в других республиках Северного Кавказа. К слову, по данным из СМИ в зону интересов МККК входит и Украина. Украинское отделение МККК возглавляет некий Юрий Шафаренко.
Почему мы об этом так подробно говорим, и какая тут связь с недавними терактами в Москве? Связь — самая прямая. Усилия Москвы по нормализации обстановки в Северокавказском регионе нивелируются гуманитарными и исследовательскими проектами западных НПО. Без нейтрализации их влияния, либо осуществления более строгого контроля над их деятельностью, политика Кремля не станет эффективной. А в том, что Вашингтон заинтересован в эскалации чеченского конфликта, сомневаться не приходится. К тому же, с недавних пор за знание чеченского языка в военно-воздушных силах США начали доплачивать по $500 в месяц. Зачем и почему — ответ на поверхности.
Петро Роженко