Пилот польского самолета Як-40 Артур Воштыла на допросе в прокуратуре Польши рассказал, что услышал команду диспетчера аэродрома Северный в Смоленске, который разрешал пилотам Ту-154 с президентом Лехом Качиньским на борту снижение до запрещенной в данных метеоусловиях высоты 50 м.
Самолет Як-40 прибыл в Смоленск в 7.20 по местному времени. Он привез группу журналистов из Польши на траурную церемонию в Катынь. По словам пилота, экипаж Як-40 тоже снижался на высоту 40−50 м, при этом пилот отметил следователям, что не все команды диспетчера он понимал, передает Rzeczpospolita. Следом за ним летел российский борт Ил-76 с сотрудниками ФСО. Он выполнил две попытки приземлиться и ушел на запасной аэродром.
Однако в плохих метеоусловиях 10 апреля самолет Ту-154 мог снизиться только до высоты 100 м. По данным польских СМИ, на посадку президентский борт вел смоленский диспетчер Виктор Рыженко.
«По состоянию на 50 м не увидите землю, уходите», — сообщил диспетчер, слова которого на минувшей неделе цитировали польское агентство Rom и другие польские СМИ со ссылкой на показания лейтенанта Артура Воштылы.
Сам пилот отказался от общения с прессой по данному поводу. Однако источник газеты Wyborсza в прокуратуре подтвердил эти данные: показания пилота зафиксированы на 1165−й странице материалов уголовного дела. В общей сложности Воштыла трижды давал показания военным следователям. Главная военная прокуратура Польши теперь разбирается, каким образом информация о допросе пилота попала в СМИ.
http://www.infox.ru/…lyen.phtmlвсе не угомонятся навесить вину на диспетчера
уже и Комаровского выбрали
По мнению адвоката семей погибших пассажиров Ту-154 Рафала Рогальского, если слова пилота Артура Воштылы подтвердятся, «это означает, что российская сторона могла по меньшей мере быть заинтересованной в том, чтобы скрыть информацию об ошибке своей диспетчерской службы». «Если выяснится, что пилот Як-40 тоже получил команду снизиться до 50 м, то это повлияет на весь исход расследования причин катастрофы», — отметил представитель семей погибших пассажиров.
Эксперты в области безопасности высказали версию в интервью газете NasDziennik, что в связи с сильной зашумленностью пленки речевого самописца возможное вмешательство в запись можно было легко скрыть.
В настоящее время польская военная прокуратура продолжает расшифровку переданных из России копий записей «черных ящиков», которые находятся в Институте судебной экспертизы в Кракове. Кроме того, Россия передала Польше более 1,3 тыс. различных документов, связанных с расследованием авиакатастрофы, в том числе показания 176 свидетелей происшествия.
Главная военная прокуратура Польши также направила запрос в Белоруссию на вызов свидетеля, обладающего очень ценной информацией о катастрофе. О ком идет речь, представители следствия не уточняют.