1. Попытаюсь осмыслить с другой сторны.
2. Главной проблемой, как кажется мне, стало то, что в СССР народы не смогли понять и "зауважать" культуру друг друга.
3. Что имею ввиду? В основе нации стоит "индивид", а "индивид" состоит из "цепочек индивидов", то бишь из семьи. Так вот, эта ключевая форма, а именно СЕМЬЯ, имеет РАЗНУЮ сущность в философском и бытийном аспекте миропонимания. Например, сравним семью русскую и киргизскую. В киргизской семье родители стоят, априори, на вершине пирамиды в социальной среде (миниобщества-семьи) и является иконой, к которой подчиняются все, а в некоторых случаях абсолютно. В русской семье такового не наблюдается. И чем это обернулось в действительности в "патриархальных" обществах Ср. Азии и в частности КГ? А тем, что с развалом СССР открылась зияющая пропасть народов в понимании родителей в ключевом факторе организации семьи. В лихие 90-ые, я сам, видел столько одиноких русских дедов и бабуль, буквально выживающих из последних сил. Роющихся в мусорных баках, собирающих пустые бутылки из под напитков....короче, слезы...слезы...И на фоне этого, я практически не видел таких же бабуль и дедов у киргизов (может и были, но не в таких количествах). Что это говорит? это говорит о том, что бабули и деды киргизские буквально сидели дома и, их кормили дети, которые в большинстве своем подчинялись неписанным правилам кочевой традиции о подчинении родителям.
4. Так вот, многие русские деды и бабушки были лишены заботы со стороны своих же детей. (Пожалуйста, не пинайте меня сильно. это только то, что я видел своими глазами и понимаю в силу моего уразумения.) И русский сосед моего знакомого, ветеран войны, покончил с собой с сознанием того, что никто ему не поможет. Время - 92 год.
5. Выявляется фундаментальное отличие в осознании места родителей в семье у разных народов. Потому, что например, в русской семье родитель рожает птенца, кормит его пока он не окрылится и уму-разуму не научится и выпускает на волю. Птенец начинает САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ путь в жизнь, не обремененный родовыми понятиями как у киргизов. С одной сторны это хорошо, у человека развивается характер, воспитывется воля к жизни, но с другой стороны нивелируется чувство по отношению к родителям, ибо они (его родители) уже состоявшиеся личности, которые сами могут постоять за себя. Так и было. В СССР, родитель получал пенсию, достаточную чтоб прожить и не зависеть от детей. Пока ... СССР не почил в бозе и не унес с собой все сбережения стариков-пенсионеров.....Последствия были страшными...
6. Рассмотрим теперь киргизскую семью. В силу родовых отношений и традиций, принято, что самый младший сын получает родительский дом в наследство, но не за просто так. У младшего сына пявляется социальная ответственность за родителей. Он должен их содержать. А старшие братья по мере становления, помогают родителям и по мере возможности малдашему брату в обеспечении всеми необходимыми. И в следствие таких вот родственных связей, я практически не увидел одиноких киргизских дедов и бабуль в 90-ыe. Вполне может быть, что и они умирали от голода, но тихо в окружении семьи, ибо груз ответстгвенности лежал на плечах сыновей.
От этого и мне не убежать. Судьба. Да и этот фактор (т.е. подчинение и помощь родителям) держит меня почище чем цепь у Лукоморья, и находясь за тридевять земель от них, высылаю им чтоб они умерли с голоду. Т.е. это программа заложенная в глубину сознания уже на этапе рождения....Короче, своего рода "зомби"
7. Вот по таким традиционно-культурным установкам и шла незримая для глаз неприятие других культур, подчеркивая это, набившим оскомину выражением "Ивана не помнящего родства", аж со времен становления СССР. Это тот показатель, как народы просто не понимали обычаи и традиции друг друга...
8. Я здесь никого не обвиняю, просто попытлся осмыслить через себя весь тот ужас, который творился в те годы, когда я был там...