Цитата: Иноходец от 08.07.2010 13:01:51
Изв. за длинную цитату, уж больно она принципиальна.
Хотелось бы, чтобы было по-вашему. Но многие факты, говорят, что это довольно наивные надежды.
Насколько ассимилировались в РФ чеченцы и прочие кавказцы? Насколько ассимилировался наиинтеллигентнейший и наиобрусевший Акаев, который, как только стал президентом, сразу вспомнил, что он потомок знатного байского рода, прикормил всех родственников и по-максимуму выдавил русскоязычных? Нисколько не ассимилировались киргизы-пацаны из моего двора, всю жизнь прожившие в русском (!) Бишкеке, а в 90-е пославшие русских в "чемодан, вокзал, Россию".
Излагая эти аргументы, вы не учли два фактора, которые все ставит на уши. А именно - национальную политику СССР в республиках и востребованность национализма в политике в период "парада суверенитетов" и развала СССР.
Национальная политика СССР в республиках была направлена на то, чтобы местные идентифицировали себя как советские киргизы, а не как русские. Так что, ассимиляция не проходила потому, что все местные, даже говоря по-русски, ощущали себя киргизами, поскольку так им говорила Советская власть.
Т.е. киргиз запоминал, что в Москве, Ленинграде, Новосибирске живут русские. В Ташкенте - узбеки. А во Фрунзе - киргизы.
Но это само по себе лишь часть проблемы. В конце концов, почему бы не быть советскому народу многонациональным, но иметь единые цели. Это задерживает, но не останавливает взаимопроникновение культур и далее их сплав на основе наиболее развитой русской культуры.
Критична вторая проблема - перестроечный политический национализм, который дал мощный пинок этим самым полуассимилировавшимся киргизам в сторону "возрождения национальной идентичности". А причиной национализма было и есть желание политиков и национальной интеллигенции обеспечить идейную основу власти в своем государстве. Легче объяснить народу, почему он живет теперь отдельно и плохо, объявив его великой и древней нацией, которую захватили чужаки и которая теперь борется за собственное государство.
(Вообще выращивание национальной интеллигенции - ошибка СССР. Практически вся она потом перекрасилась в националистов.)
Это и сделал товарищ Акаев, до того нормальный советский киргиз, когда стал пропагандировать национализм, получив власть в республике. В отличие от националиста Гамсахурдиа, который в свои сказки просто верил, Акаев делал это по политической целесообразности. Ну а то, что простые люди любят простые ответы, да еще такие, которые их возвеличивают - само собой разумеется. Вот и простые киргизы, услышав, что они в Киргизии хозяева и могут делать что хотят, развесив уши, пошли выгонять русских из домов.
Вот в этом я вижу два фактора, которые были во всех национальных республиках. Но отсутствовали в Москве и в других российских космополитических городах. С одной стороны, в Москве нет и не было пропаганды своей национальной идентичности (что в советском, что в постсоветском вариантах), а с другой, давление русскоязычной среды в Москве куда сильнее и практически не встречает противовесов.
Так что, думаю, не будь перестройки - преподавал бы себе спокойно профессор Акаев в университете до пенсии, а дети Акаева в Москве идентифицировались бы как русские через поколение-два. А дети Бакиева жили бы в Оше, зная друг про друга, что они киргизы. И ничего бы не было.
ЦитатаВидимо, есть типы культур, которые ассимилируются очень слабо. Вспомните, с чего начался пост - с примеров межнациональных браков.
А межнациональных браков в России и СССР было много. Между разными народами - по-разному, спору нет. Было целое исследование насчет распространенности межнациональных браков в СССР, если хотите, могу найти в Интернете.
ЦитатаВопрос. До каких количеств должно оставаться в государственном бетоне русского цемента, чтобы сцементировать в единую страну все нации-песчинки? До гомеопатических количеств?
Нет, понятно, что если чья-то "бабушка согрешила когда-то с водолазом"(с), то когда-то в генах это проявится. Но будет ли это Россией?
Ведь не только мы меняем их. Смею вас заверить, привнося свои обычаи и порядки, они меняют нас не меньше. И это было бы замечательно, если бы мы брали друг от друга лучшее. Но по ряду причин мы сейчас перенимаем преимущественно всё плохое.
Перемен всегда боятся, особенно не самых приятных. Но хотелось бы отметить, что российское общество менялось и меняется постоянно. И так же постоянно переваривало и переваривает приток людей с иной культурой и иным мировоззрением. Иногда это проходит мирно, иногда сопровождается кровью.
Как вы бы, например, на месте верующего XVII века отнеслись к наплыву в Москву духовенства со свежеприсоединенной Украины, потрясения в церковных устоях, конфликты между ветвями православной церкви? Наверняка - предельно отрицательно. Многие на полном серьезе тогда верили, что вот-вот кончится Россия. Но реформы провели, переварили, Россия и православная церковь - остались.
А до того - взяли Казань, стали татары подданными Руси, поехали в Москву - вот уж наплыв мигрантов. Иные и дворянами оказались. Переварили, ассимилировали, нормально.
Пришел Петр I, стал боярам бороды брить, сам топором на верфях махать, честной люд класть десятками тысяч, Патриархат отменил - чистый Антихрист. Переварили, Россия осталась.
Пришли большевики, устроили революцию, все старое в несколько приемов отменили, православную церковь уничтожили, мужики дома барские жгли, рабочие на заводах бесились, половина российской интеллигенции уехала... Вот уж точно - уничтожена Россия, так тогда и писали эмигранты. И действительно - старой России нет, а возникла новая, совершенно другая - и таки она осталась Россией. Только уже Советской.
В сравнении с такиим потрясениями, которые страна и народ пережили, - бояться, что мигранты уничтожат Россию? По мне, это несерьезно.
Конечно, российское общество при этом изменится и, вполне с уверенностью можно сказать, станет более агрессивным и злым (уже стало), могут быть и другие изменения. И мне не нравится возросшая агрессивность, распространенность уголовной субкультуры, атомизация людей, бесчувственность какая-то, распространение национализма. И мне советское общество многим нравится больше. А оно, в свою очередь, не нравилось большинству белых эмигрантов...
Но: это новое общество тоже будет Россией. Так что не надо его бояться.
ЦитатаИ последнее. Если вы думаете, что общество западного потребления будет всегда идеалом для пассионарных полуфеодальных народов, полагаю, вы очень сильно заблуждаетесь.
Какую идею для всеобщего единения и добровольной ассимиляции может сейчас предложить Россия? Создавая новую историческую общность "советский народ", большевики предложили великие идеи свободы, равенства и братства. Именно поэтому у них многое получилось.
А выбирая сейчас между идеалами "Дома-2" или "МузТВ" или идеями Исламского Халифата, не уверен, что те, кого вы надеетесь успешно ассимилировать, выберут первое. Я бы на их месте выбрал Халифат.
Хе-хе, нынешние, возможно, тоже выбрали бы Халифат. А вот дети их выберут "Дом-2"! Это мы с вами от "Дома-2" плюемся, как от низкопробной жвачки. А для них это - окно в некий свободный мир, не скованной таким количеством ограничений, как их домашняя жизнь. А сколько в Москве всяких мероприятий, шмоток, соблазнов, которые сами-то москвичи уже перепробовали в первые постперестроечные годы, но не эти самые дети мигрантов, которые в своем-то родном местечке ничего подобного не видали. И главное - это все доступно, если поработать и повезет: Москва - город космополитичный, и место в ней найти можно (если внутриМКАДье не лопнет). Этим и отличаемся от многих европейских городов...
И вы думаете, они предпочтут этому "Халифат", где это все низзя? Да ровно наоборот.
Вот она, идея. Свобода от ограничений до полной вседозволенности. Я имею право на все, что могу себе позволить. Нас-то от этого уже тошнит, мы знаем, сколько тут обмана. и все же именно это я и имею в виду, когда пишу, что потребительское общество на самом деле усиливает потенциал ассимиляции - и без того мощный.
ЦитатаПоэтому, лет через 50, в лучшем случае мы увидим типичного москвича: православного исламиста, многожёнца, получеченца-полукиргиза, дети которого учатся в США, а сам он работает в Сколково. Будет ли он русским? Надеюсь, что хлтя бы русский язык от всего этого останется.
Лет через пятьдесят - не знаю, что будет. Это такой период времени, что там может и еще одна революция произойти. А лет через двадцать-тридцать такие получеченцы-полукиргизы будут на удивление напоминать современных им русских. И на них будет приходиться некоторое - существенно меньшее - количество любителей Халифата.
Правда, и сами русские немного изменятся, оставаясь при том русскими.