Казахстан & С А
3,055,239 12,932
 

  Библиотекарь ( Слушатель )
18 июл 2010 18:49:01

Тред №238527

новая дискуссия Дискуссия  177

«Блестящий пик «назарбаевского капитализма». Я тяжело болен ностальгией…

источник - spik.kz
Не думай о завтрашнем дне – он сам позаботится о себе. В принципе, формула верная, но только с точки зрения вечности. Трудно не думать о завтрашнем дне, когда многие твои одноклассники или глубоко, или на социальном дне, или скоро окажутся в одном из этих мест. При этом жизнь продолжается: женщины рожают, люди ездят на работу и с работы, электричество в домах в основном есть, прилавки магазинов не пусты. Но почему волнение и нервозность не исчезают?

После блестящего пика «назарбаевского» капитализма (2000 – 2007 гг.) с каждым годом все лучше и лучше отношусь к советским временам. В первую очередь за то, что был избавлен от дум за завтрашний день. Получается, что это вполне приемлемая плата за долгие стояния в очереди за дефицитом (а дефицитом в советские годы было почти все).

Безработица. Наверное, именно она заставляет задумываться о завтрашнем дне. Сегодня у тебя приличная зарплата, но из-за жизни в условиях общества потребления все равно живешь «на подсосе» и денег в обрез. Если завтра потерять работу, то сбережений не хватит и на тройку месяцев привычной жизни. А условий для потери работы предостаточно: разорение фирмы, тяжелое увечье в драке с какой-нибудь шпаной или в ДТП.

Потерять здоровье и в советские годы можно было запросто, но там буквально физически ощущался железобетонный каркас социальных гарантий. При любом раскладе большинство людей были уверены, что государство никого не бросит на произвол судьбы, дети не завшивеют и по рукам не пойдут. Сейчас никто ни в чем не уверен и это крайне напрягает.

На повестке дня не просто вопросы где я завтра буду работать и какими станут цены на продукты. События в том же недалеком Оше показывают, что привычная жизнь может поменяться совершенно кардинально. Всего сутки и у человека нет ни дома, ни семьи. Когда своими глазами видишь, насколько все зыбко и в любой миг может обрушиться как карточный домик, начинаешь невольно искать точку опоры. А ее нет. Знающие люди советуют искать опору в Боге, но мне кажется что такой вариант подходит не для всех.

Не хочу сказать, что в СССР все было идеально. Слышали и про кровавых преступников, и про половые извращения, и вообще многое было совсем не так хорошо, как преподносилось. Но масштабы всего нехорошего были явно поменьше и казалось, что вся государственная мощь на твоей стороне и противостоит энтропии. Сейчас я стал дико отчужденным от государства. Я не понимаю, кого защищает полиция, почему мой сын должен идти в армию и за кого ему в случае чего предстоит воевать. Какое государство и общество мы строим, кто будет отвечать за порядок завтра и послезавтра? Не ощущаю глубинной связи между лощеными акиматовскими чиновниками и собой, как будто они живут в своем мире, а я в своем.

Я не думаю, что первым проиграл в игре «кто первым струсит», просто многие боятся или не хотят задавать себе такие мучительные вопросы. Отсюда и бешеный интерес к последнему чемпионату мира по футболу. Никого из сборных бывшего Советского Союза там не было, но потребность быть «этой силы частицей» есть. Поэтому и охота порадоваться и поогорчаться за аргентинцев, ганцев, гондурасцев или еще кого, кто в силу тех или иных обстоятельств тебе симпатичен.

Изобилие наркоманов – это ведь тоже из-за неуверенности в завтрашнем дне. Человек живет только настоящим и вводит себе в вену всякую отраву, как будто завтра не наступит. Мол, сегодня хорошо, и ладно. Но завтра неизбежно наступает, а там ломка и обязательные поиски новой дозы.

Самое тяжелое впечатление представляют собой мужики цветущего возраста, которые уже прочно встали на дорогу спивания или скалывания. Я смотрю на них и не могу найти хотя бы пять отличий от себя самого, чтобы быть уверенным в том, что сам не повторю их путь. Ведь были же у них родители, они учились в средней школе, имелась квартира и кое-что еще.

В этом круговороте как-то по другому начинаешь относиться ко всему тому, что еще пусть тонкими нитями, но как-то связывает тебя с прошлым, дарившим ощущение защиты, надежности и стабильности. Например, какие-нибудь старые советские художественный фильмы на производственные темы. Или Нурсултан Назарбаев. Тот факт, что его власть своими корнями врастает в советское прошлое, лично для меня выступает положительным моментом.

Когда из-за Таможенного союза часть общественных и политических деятелей впадает в истерику, мол, это возвращение в СССР, то я комплексую как раз по другим основаниям. Невозможно вернуться в Советский Союз, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Но даже если ТС будет хоть каким-то подобием СССР с гарантированным пакетом материальных и духовных благ для простого человека – это уже хорошо. Потому что крайне болезненно из лона сверхдержавы выпадать на обочину мировой экономики и политики рядом с какой-то помойкой.

Жизнь протекает в окружении каких-то парадоксов. Рынок труда требует от персонала все более высокой квалификации и при этом продолжает разваливаться система среднего и высшего образования. Разница в доходах между согражданами давно стала какой-то сумасшедшей. Одни уже изнурились под пальмами на Сейшелах и Мальдивах и прочих Канарах, а у других год за годом нет трудового отпуска.

Казахстан располагает девятой в мире территорией государства, однако получить 10 соток для индивидуального строительства невозможно. Людей мало, земли много, но только подумаешь на ней чего-нибудь делать, как возникает целая армия чиновников и собственников, которые доступно показывают, что ничего у тебя не выйдет.

Мы как-то очень быстро оказались втянуты в одноразовый мир. В доме есть граненый стакан, который старше меня. Я регулярно пью из него воду, компот или еще чего. Но он скорее исключение, привет из прошлого от скульптора и дизайнера Веры Мухиной. Почти все, что меня окружает, одноразовое: посуда, одежда, обувь, бытовые приборы, инструменты. У них нет прежней преемственности, когда обычным кухонным ножом можно было пользоваться десятилетие. И это тоже заставляет обращаться к теме завтрашнего дня. Может быть тебя, еще кому-то нужного и полезного сегодня, завтра вот так же отправят на свалку за ненадобностью.

В стране возник феномен «новых угнетенных», которые по своим статусным, финансовым и образовательным характеристикам под классическое определение «пролетариат» никак не подходят. В основном это менеджеры среднего звена в компаниях и банках, разрывающиеся между валом предъявляемых к ним требований и дефицитом ресурсов. Перманентный производственный стресс накладывается на невозможность полноценного отдыха и дополняется угрозой безработицы. Напряжение в данном социальном звене пока только растет.

Да, в эпоху Советов была одна партия. Когда-то ее называли «Орденом меченосцев». Говорят ее надо было юридически осудить. За геноциды, ГУЛАГи и прочие ужасы. Возможно… Но когда с коммунистической партией сравнивают сами знаете какую нашу современную партию – мне становится грустно и где-то даже смешно… Дай то Бог, если Нур Отан станет хоть в чем-то КПСС эпохи развитого социализма... По той простой причине, что партком был грозной силой и конкретной угрозой для тех же бытовых дебоширов, туда простой люд обращался с сигналами на «некоммунистическое» (читай скотское) поведение зарвавшихся чинуш. И ведь худо-бедно действовало!

Конечно, люди в Казахстане жили и в «актабан шубрунды» (джунгарское нашествие), и в коллективизацию, и во время войны. В глобализацию со всеми ее феноменами и нюансами тоже выживут. Но здесь важный момент: казахстанцы в целом выживут, а вот выживу ли конкретно я – большой вопрос. Мир меняется так быстро, что нет уверенности в успехе эффективного следования за всеми его изменениями. Такое впечатление, будто погружаешься в войну за завтрашний день. В плен на этой войне не берут – или выжил, или прощай. Помнить никто не обещает, поскольку при современных скоростях на это ни у кого нет времени и лишних эмоций.

…И ей-ей (ей Богу?) – в этом виноват не …Назарбаев! Отнюдь…  Если бы все так было просто!!! Сдается мне, что мы  все стали жертвы холодной войны. Проигранной вчистую. НЕ нужен миру оказался по наивному гордый «совок». Теперь нас учат быть неграми, пардон, афроамериканцами… И не олимпийскими чемпионами (где детские спортивные секции при ЖЭКах, тьфу ты, при КСК???), а … Да что тут говорить. Я болен ностальгией. Тяжело болен...
  • +0.56 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!