Интересные выдержки из "Немного о Бушере"На протяжении следующего года блок будет постепенно набирать мощность. О сроках выхода на номинал вслух пока не говорят - всё будет зависеть от того, насколько хорошо отработает поставленное и смонтированное оборудование. Зато известно, что Россия и Иран создали эксплуатационное СП между АСЭ и иранской эксплуатирующей организацией NPPD. Полная или почти полная передача станции иранскому персоналу состоится через 2-3 года.
Общая длительность строительства станции в Бушере превысила 35 лет. Как известно, сначала её строила Германия, потом площадка прозябала на консервации, а в 90-ые годы за неё взялись российские специалисты. Говоря "российские", не стоит забывать, что едва ли не больше половины людей, реально занятых на площадке, имели украинские паспорта.
О стоимости Бушера и его выгодности или невыгодности для России ходит много взаимоисключающих оценок. Очевидно, что говорить о слишком больших барышах для россиян не приходится. Но, с другой стороны, в тяжёлые 90-ые годы бушерские заказы, оплата за которые приходила "живыми" долларами, спасли от краха немало российских атомных предприятий. И забывать об этом будет неправильно.
Немного истории
Межправительственное соглашение о строительстве в Иране АЭС с российскими реакторами ведёт свой отсчёт с 1992 года. В 1994-1995 годах на столах у переговорщиков появились папки с надписью "Бушер". Тогда же в прессу попала и первая оценка стоимости достройки первого блока, долгое время гулявшая по статьям и обзорам - 800 миллионов долларов. В те давние времена строить атомные станции было, как легко убедиться, намного дешевле, чем сейчас.
Из бушерской кооперации под нажимом США последовательно вышли Чехия и Украина, причём отказ последней поставил россиян в трудное положение - понадобилось в срочном порядке договариваться с отечественными поставщиками турбинного оборудования.
Осенью 2002 года в распоряжении разведки Соединённых Штатов появились спутниковые фотографии иранских объектов в Натанзе и Араке, где строились центрифужный завод и завод по производству тяжёлой воды. В МАГАТЭ было открыто так называемое иранское "ядерное досье", расследование которого продолжается по сегодняшний день.
Москва всегда отрицала, отрицает и будет отрицать любую связь между иранским досье и проблемами, навалившимися после его открытия на Бушер. С точки зрения российских властей, Бушер и иранская программа создания ЯТЦ - вещи разные и между собой никак не перекликающиеся. С технической точки зрения это верно, но нельзя сбрасывать со счетов косвенное воздействие кризиса вокруг Ирана на положение дел на площадке.
Многочисленные заседания и голосования в совете управляющих МАГАТЭ, а потом и в СБ ООН, постоянно циркулирующие слухи об возможности израильского налёта внесли нервозность в рабочий процесс, сбили регулярность платежей и повлекли за собой переносы сроков. В какой-то момент растущая неопределённость заставила россиян даже задуматься о возможной отправке готовой партии топлива для Бушера на Ростовскую АЭС для использования при пуске второго блока.
Как теперь известно, всё закончилось хорошо. Первый иранский блок построен и готов к физпуску. От первой СЦР бушерцев отделяют считанные недели.
Всевозможные обстоятельства не помешали России выполнить взятые на себя обязательства даже перед столь непростой в общении страной как Иран. И это станет лучшим ответом тем силам на Западе и Востоке, кто твердит о ненадёжности России как экономического партнёра.Можно ли было пустить "Бушер-1" раньше?
Специалисты, работавшие на площадке, утверждают в разговорах с корреспондентами AtomInfo.Ru, что пуск блока в 2003-2005 годах был реален, если бы не вмешалась большая политика.
Свою ошибку задним числом признают и иранцы. Исламской республике не стоило дразнить гусей, строя "свечные заводики" в Натанзе и Араке. Если бы работы по развитию иранского ЯТЦ были бы отодвинуты на несколько лет вперёд, то негативного фона вокруг Ирана не сложилось бы, и Бушер был бы сдан в срок. Так признавался AtomInfo.Ru один из иранских специалистов, имевших прямое отношение к станции. К сожалению, он вряд ли сможет сейчас повторить сказанное, так как он арестован в Иране и осуждён как американский шпион.
Новых совместных проектов в сфере атомной энергетики Россия и Иран пока не планируют.
За полтора десятилетия бушерской саги технари, чиновники и политики обеих стран порядком устали друг от друга. Настало время отдохнуть от тесного общения, дать схлынуть волне накопившихся взаимных негатива и недовольства.Пока что Иран утверждает, что сумеет развивать атомную энергетику самостоятельно. Страна объявила о строительстве АЭС "Дархуин" с отечественным реактором, озвучивает другие далеко идущие планы, хотя и не может похвастаться сколь-либо значимыми успехами. Иранские атомщики питаются слухами о грядущей реструктуризации отрасли, а обозреватели гадают о возможных переменах в политике страны.
Рано или поздно, но новый совместный атомный проект у наших государств обязательно появится. И дело не только в том, что Иран после пуска Бушера войдёт в сферу "культуры ВВЭР". Чтобы ни говорили недружественные критики, но Российская Федерация стала единственной, кто согласился достроить бушерский блок и довёл дело до конца.
На Востоке такую верность долгу обязательно оценят - пусть и не сразу, а по прошествии нескольких лет.