Два слова о чести Андреевского флагаВ сентябре 1910 года русская эскадра в составе четырех кораблей вошла в порт Фиуме (г. Риека, Хорватия).
При подходе к крепости, эскадра произвела положенный салют наций, но ответного приветствия из крепости не последовало. К вечеру на рейд Фиуме пришла австро-венгерская эскадра под флагом командующего морскими силами вице-адмирала Монтеккуколи. Линкор “Цесаревич” опять произвел положенный салют, и снова ответных выстрелов не прозвучало. Контр-адмирал Маньковский отправился к Монтеккуколи с визитом, но у трапа был встречен флаг-капитаном командующего австро-венгерским флотом, который сообщил, что “командующий принять не может, так как у него гости”. При отходе русского адмирала от флагманского корабля полагающегося по международным правилам салюта произведено не было.
Чаша терпения русских офицеров была переполнена. От “Цесаревича” отошел катер с флаг-капитаном Маньковского, который явился за объяснением происшедших “оскорбительных для Андреевского флага случаев”. Австрийцы пытались объяснить все это досадной оплошностью. С русский стороны потребовали, чтобы завтра с подъемом флага и крепость и эскадра произвели положенный салют. В ответ австрийцы заявили, что эскадра этого сделать не может, так как в 4 часа утра (до подъема флагов) должна срочно выйти в море. На это последовал спокойный ответ, что русские корабли не выпустят австро-венгерскую эскадру с рейда без салюта.
На русских кораблях была пробита боевая тревога, орудия зарядили и направили на флагманский австрийский корабль. Крейсер “Рюрик” встал на выходе из бухты. Дважды австрийские представители приезжали к “Цесаревичу” с объяснениями необходимости эскадры выйти рано утром, но контр-адмирал Маньковский был непреклонен.
На рассвете австро-венгерские корабли стали разводить пары, но, увидев, что русский отряд не намерен уступать, а у направленных на них орудий стоит прислуга, они не рискнули двинуться до 8 часов утра. Когда над кораблями обеих эскадр были подняты флаги, с крепости и австро-венгерской эскадры был произведен салют русскому адмиралу. После этого эскадра снялась с якоря и направилась к выходу из бухты.
Достоинство России и честь Андреевского флага были защищены, а инцидент - исчерпан. 1 ноября на подходе к Кронштадту контр-адмирала Маньковского встречал командующий флотом Балтийского моря Н.О. Эссен. Когда речь зашла об инциденте в Фиуме и риске, которому подверглись русские корабли, Маньковский коротко ответил: “Честь Андреевского флага стоит риска!”.
Судьба главного героя Фиумы Николая Степановича Маньковского оказалась трагической. С началом «красного террора» он был расстрелян 10 января 1919-го в свое 60-летие как заложник и участник «Белого движения» лишь за то, что каждое утро во дворе своего имения в древнем русском городе Ельце поднимал Андреевский флаг.
В начале 1920 г. тральщик «Китобой», которым командовал лейтенант Оскар Оскарович Ферсман, двинулся вокруг Европы в Крым, к Врангелю. 27 февраля он пришел на рейд Копенгагена, где стояла мощная английская эскадра во главе с линейным крейсером «Худ». Командующий эскадры приказал «Китобою» спустить Андреевский флаг, потому что Британия его больше не признает.
Если отряд Маньковского в Фиуме уступал австрийцам примерно в 10 раз, то боевые потенциалы «Китобоя» и английских кораблей были в принципе несопоставимы. Тем не менее Ферсман отказался спускать флаг и заявил, что будет воевать.
Конфликт был улажен находившейся в Копенгагене вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Благодаря ей тральщик, не спустивший флага, был снабжен продовольствием и углем. Он дошел до Севастополя, принял участие в эвакуации армии Врангеля из Крыма и вместе с другими кораблями Черноморского флота ушел в тунисский порт Бизерта. Оскар Ферсман умер в 1948 г. в Аргентине.
Подробности можно узнать здесь:
http://rusedin.ru/2010/07/25/«chest-andreevskogo-flaga-stoit-riska»/