Как это было. Вспоминая катастрофу на ЧАЭС.
461,792 540
 

  сапёрный танк ( Профессионал )
22 сен 2010 20:46:20

Тред №257861

новая дискуссия Дискуссия  1.231

Вот некий материал, в плане выполнения обещания отписаться по ликвидации Чернобыльской катастрофы как её видел и запомнил Ваш покорный слуга. Не претендую ни на всеохватность, ни даже на полную достоверность. Вернее не так. Я могу ошибаться, описывая какие-то моменты из-за того, что что-то не так услышал, чего-то не мог знать из-за режима секретности и просто «врать как очевидец» (избитый шаблон). Но в целом, надеюсь, что отклонения от истины будут небольшими.

Начну с того, что о масштабе беды я НАЧАЛ догадываться после того как услышал по радио: «реактор разрушен, радиационный фон в районе станции в норме». А когда вечером 5-го мая уехал с 8-ю дембелями из БОУПА капитан Кучук, а я получил приказа уехать через сутки да ещё с 25 бойцами, сержантом и прапорщиком, понял, что там полная жопа. Однако я даже представить не мог, что она НАСТОЛЬКО полная. Восьмого мая я с подчинёнными прибыл в Киев, где нас к моему удивлению уже ждал «Урал». Мы быстренько загрузились в него (а надо сказать, что везли мы всё кроме оружия). И поехали в Иванковский район, село Оранное.


овалом обведено место где был лагерь

Там нас разместили в расположении (после моего звонка, страшно сказать, маршалу инженерных войск Аганову, а что делать, привезли к лагерю, высадили и всё) понтонномостового полка имевшего ППД в г. Киев (номер, увы, забыл). По приказу Аганова, замполит полка, а командовал в лагере он (на удивление замполит, а толковый мужик ни разу не зазнайка), комполка убыл по дозе, быстренько поставил меня и всё моё воинство на довольствие, дал команду выдать палатку, в общем обустроились. Их полк развернул мостовую переправу на р. Припяти и нёс на том мосту комендантскую службу. Кроме понтонёров в Оранном и его окрестностях стоял целый ряд частей: начиная со 122-го моб. отряда, заканчивая инженерно-ремонтной бригадой. И среди прочих СОЛП №1 (Специальный Отряд  Ликвидации Последствий аварии) куда меня и моих орлов перевели через пару дней. Этот СОЛП был сформирован из частей  ПРИКВО (был ещё и СОЛП №2, который сформировала инженерная бригада штурма и разграждения из Броваров).

Вот там я и узнал о том, как работали наши дембеля. На тот период, ответственно заявляю, лучших механиков водителей ИМР и ИМР-2 (особенно последней, машина на тот момент новая даже у нас в бригаде был всего один взвод по подготовке специалистов для неё) во всех вооружённых силах страны не было. И их бросили сразу же на станцию грести графит, уран, бетон и прочее вылетевшее из реактора. Пятна были такие, что химики боялись сунутся туда. Да по большому счёту им и не на чем было заехать под реактор. У самой защищённой ихней машины РХМ коэффициент ослабления был всего что-то около 14-20 крат. Сравните с 80-ю у ИМР-2. И это в исходном варианте. Когда пришёл листовой свинец мы дополнительно усилили защиту тем, что положили везде, где можно по сантиметру-два свинца. А тогда с машин поснимали колейные минные тралы и пусковые установки удлинённых зарядов разминирования со всем оборудованием за полной ненадобностью и для уменьшения мест сбора грязи и пыли (в прочем и с остальными исходными машинами проделывали тоже самое). И в таком виде загнали на станцию (кроме 8 штук, были еще, потом приходили дополнительно, в том числе с усиленной защитой). Формально командиром машины является оператор, но в той ситуации главным был мехвод, так как приходилось работать бульдозерным оборудованием, кроме того блоки управления систем КЗ и ОПВТ находятся у него же. А умений работать с этим кроме как у инструкторов не было ни у кого (офицеры не в счёт, хотяяяя …. и мы тоже в этом плане были слабоваты, особенно по бульдозеру). В общем, менять инструкторов было некому. А сроки были поставлены очень жёсткие. Вот таким образом сложился график работы этих ребят. Утром в первый день в 9 утра была ими получена задача. В башнё на место оператора посажены бойцы из Прикарпатья. И поехали ИМРы под реактор.

Отработали 5 часов, вышли к АБК-1, при необходимости (в первый день необходимости не было) помылись в санпропускнике (на входе в столовку стоял дозик), переоделись там же, пообедали (обед привозился из лагеря), час отдохнули (а то и много меньше, если мылись) и снова на пять часов. Вечером ОБЯЗАТЕЛЬНО санпропускник, переодевание, для операторов отправка в лагерь, а для БОУПтян ужин и отдых. Час, чуть больше, чуть меньше. Приезд новых операторов предварял отъезд дневной смены. Ночная смена (а в нее, как и в дневную входили не только операторы машин, где работали инструктора) за это время распределялась по машинам, получала задачу и под реактор. Всё тоже только в ночном варианте. И так трое суток. Хочу сказать, что иного выбора НЕ БЫЛО! Судите сами. Система КЗ срабатывала по команде «А»! БШ думаю, знает, что это такое, а для остальных поясню. При вспышке ядерного взрыва (думаю, Мимохожий и Добряк уже прикинули мощность излучения) за бортом 10000р/ч. Автоматика ВЫКЛЮЧАЕТ нагнетатель приблизительно на 15 секунд, глушит двигатель, ставит машину на тормоз, закрывает жалюзи, входные отверстия для нагнетателя и газоанализатора системы КЗ, зажигает красную лампу «А» на блоке управления системы КЗ и выдаёт звуковой сигнал в танковое переговорное устройство (ТПУ). После прохождения ударной волны, а она за эти 15 секунд должна пройти, открываются отверстия газоанализатора и нагнетателя, нагнетатель запускается, причём воздух направляется через фильтр, а все тяги (топливного насоса высокого давления, тормозов, жалюзи) получают возможность соединится для нормальной эксплуатации. Это при ядерном взрыве. Когда такой поток кратковременный. Но тут-то взрыва нет! Поток такой мощности продолжает своё воздействие, и ждать когда всё придёт в норму можно до бесконечности. Машина заглушена (да ещё и не одна, а по очереди все)! И здесь на первое место выходит квалификация мехвода. Сообразить переключиться на блоке управления ОПВТ (есть там хитрый такой переключатель «ОПВТ-КЗ»), а не запаниковать, соединить все тяги, запустить движок машины и нагнетатель и спокойно продолжить работать (причём быстро, избегая лишнего нахождения в зоне высоких фонов) может только подготовленный человек. Эти были ПОДГОТОВЛЕНЫ. За эти трое суток народ конкретно исхудал, каждый раз, когда менялись операторы, они выбирали тех, кто побалоболистей. Говорили: «Ты хоть песни пой, хоть анекдоты рассказывай, только не молчи». Работали и сделали дело. Всю ОСНОВНУЮ грязь сгребли поближе к стенам реактора и, ЕМНИП, в какие-то места в кучи, откуда её загрузили в контейнера и вывезли в могильники. Но это уже было без них. А их под руки вели в санпропускник на втором этаже АБК-1. Помогали раздеться, мыли, одевали, потому, что эти мальчишки засыпали на ходу. Спящих их загрузили в «Урал», спящих в лагере заносили в палатку, где они и проспали почти трое суток. Когда проснулись, их первым делом накормили. Через день вертолётом отвезли в Киев. Их дальнейшую судьбу не знаю.

Если говорить о начальном этапе (точнее о самых первых после 26 апреля днях), то надо сказать, что никто не был готов к такому. Например, выгрузка личного состава и техники СОЛП №1 происходила на ближайшей к Припяти ж/д станции


Станция выгрузки - Янов. Верху снимка видна окраина
Припяти, а справа 4 реактор ЧАЭС.


Там же в течение суток находился и лагерь отряда. Для сведения, фон в Припяти в тот момент УЖЕ был 50 р/ч. Через сутки отряд перевели, ЕМНИП, в «Изумрудное» (база отдыха, ЕМНИП, студии имени Довженко, расположена между Чернобылем и Припятью). И только затем вообще вывели из зоны отчуждения в Оранное.

Выезд на работу всегда был в 8 утра. Процедура была следующей, перед завтраком всех прогоняли через лаборанта берущего кровь на анализ (при падении лейкоцитов отстранение от выездов до поправления их числа), а после командир отряда (выезжал ежедневно, чтоб быстрей набрать дозу и замениться) строил тех, кто сегодня выезжал. Вместе с ним на построение выходил начмед отряда (он же радиолог, коим стал после прохождения ускоренных курсов) с подносом на котором стояли мензурки с раствором йодида калия по числу выезжающих. Командир у нас на глазах глотал таблетку того самого калия-йодина (садист!! ему никаких неприятных вкусовых ощущений), а после этого проходил вдоль строя внимательно следя за тем, чтоб КАЖДЫЙ проглотил дозу этой мерзкой горько-соленой гадости. Опосля «ста граммов для храбрости» погрузка в «Урал» и вперёд. Заезжали в зону отчуждения мы через КПП Дитятки. Далее через Чернобыль по дороге на Припять до полевого парка. Какое-то время это было «Изумрудное»,



далее окраина села Копачи, и наконец, собственно территория станции на берегу пруда-охладителя, напротив третьей (недостроенной) очереди. Подготовка машин к работе и вперёд на станцию.


Окраина села Копачи. Овалом обведено место парка

Кстати в конце мая машины в парк стали гонять только на ТО. А всё остальное время они стояли на станции возле АБК-1.


Парк в районе пруда- охладителя. Обозначен овалом
Отредактировано: сапёрный танк - 24 сен 2010 16:43:04
  • +9.12 / 104
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Nobody ( Слушатель )
26 апр 2018 00:07:29
Танк, тебе лично и всем причастным - мое глубочайшее уважение.  26 сегодня, грустный день календаря.
Спасибо за все, здоровья вам всем и долгих лет! 
  • +0.57 / 22
  • АУ
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
26 апр 2018 08:40:26

      Н-да, 32 года прошло, однако. Иных уж нет, а те далече. Горькая дата.
  • +0.75 / 28
  • АУ
 
  Кристина_Ти ( Слушатель )
02 мар 2021 13:09:29
Спасибо Вам за рассказ. 
Эта трагедия коснулась многих. 
Отец моей подруги был водителем и вывозил людей из города после взрыва. Как ни странно, даже не облысел. 
А вот брат мужа (старший) в это время на улице резвился под дождем. Он 1974 года. К 18 годам облысел. 
Когда-то мне совершенно случайно попались дневники какого-то парня, который лежал в больнице с другими. Он описывал разные стадии облучения у людей. Я искала их позже, но так и не нашла. 
  • +0.03 / 1
  • АУ