История Вооруженных Сил России от Рюрика до наших дней
143,887 424
 

  kerosene ( Слушатель )
23 сен 2010 07:46:22

Тред №258031

новая дискуссия Дискуссия  424

Стрелы калёные

В отличие от эволюции сложных луков, принципы строения стрел были известны еще в каменном веке. Тогда же определились основные формы наконечников, известные всему миру, от североамериканских индейцев до японцев.

Но начнем мы повествование о стреле не с него. Начнем с древка стрелы, то есть ее деревянной основы, несущей на себе оперение и наконечник. Славянские мастера предпочитали древесину березы, ели, сосны, клена, яблони, орешника, кедра, кипариса для этих целей. Также кое-где использовались древки из камыша (не путайте камыш и рогоз: рогоз) или тростника, относительно прочные полые стебли которых были очень легки. Древесину старались заготовить осенью, когда в ней, как считается, меньше влаги.

К изготовлению древка древний мастер подходил с большой аккуратностью – ведь любая оплошность могла причинить жестокую травму стрелку. После того как очищенная от коры, или, если древки делались из большого бревна, были расколоты или распилены, идеально прямые и идеально круглая заготовки диаметром 7-10 мм. были готова, их тщательнейшим образом шлифовали, еще раз проверяя идеально круглую поверхность. Сначала заготовку скоблили ножом, потом специальным устройством, стругом (см. на рисунке), после – специальным шероховатым камнем (см. на рисунке). Особое внимание также уделялось отсутствию заусенцев, ведь из-за одной такой маленькой оплошности стрела при выстреле могла расцарапать руку до крови (автор убедился в этом в прямом смысле «на собственной шкуре»), а если учитывать еще и чудовищную силу древнего лука – и подавно.

Длина стрел устанавливается экспериментальным путем. Для этого берется лук в левую руку, правую же, без тетивы доводят до подбородка, скулы или, мочки уха. Длина от внешней стороны вашей левой руку до правой и есть длина вашей стрелы. Причем надо учитывать, что чем длиннее стрела, тем точнее, но медленнее и короче ее полет, а чем короче – чем дальше и быстрее, но менее точен.

Потом мастер делал пропил (ушко) на конце древка, который у живого дерева был обращен вверх (т.к. на комлевом, более твердом, крепился наконечник), куда вставлялась тетива. Если стрела делалась «на славу», вместо деревянного пропила на конец древка надевалось, костяное, позже металлическое ушко с прорезью для тетивы. Ушко имело тоже свои параметры. Вырез для тетивы, если был слишком глубоким, тормозил полет стрелы, зато стрелу с таким ушком удобнее держать на изготове, наложив ее на тетиву, а следовательно, и проще целиться. Если же вырез делался наоборот, стрела сидела плохо, зато полет был быстрее, чем у аналогичной, только с глубоким вырезом. В общем, габариты «ушей» и X века и через пятьсот лет были такими: глубина выреза на них равнялась 5-8 мм, редко 12, ширина – 4-6 мм. Если стрела была пустотелая (камышовая, тростниковая), костяное ушко вставляли при помощи специального штыря в эту полость (на рис. – ушко №5), если стрела была деревянной, предпочитали ушко со втулкой. В обоих случаях их сажали на рыбий клей.

Славянские стрелы имели длину 75-90 см. Весили в пределах 20-60 г. Причем чем тяжелее стрела, тем дальше и мощнее ее полет, так как у нее большая инерция, у легких же стрел – огромное преимущество в скорости. Поэтому в бою с тяжеловооруженными воинами, брали тяжелые бронебойные стрелы, если шли охотиться на птицу или пушного зверя, брали стрелы легкие (на пушного зверя, причем, с тупым грушевидным наконечником – чтобы оглушить и не попортить мех).



Различные виды оперения стрел. XVII век.

После того, как мастер разобрался с ушками, ему предстояло подумать об оперении стрелы. Оно будет обеспечивать точность и прямолинейность полета стрелы. Славянские стрелы имели в оперении от 2 до 6 перьев. Самый распространенный вариант – два пера, самый редкий – шесть. Хотя также известны стрелы вообще без оперения, но это - большая редкость, так как попасть такой стрелой во что-либо очень сложно. Перья располагались в строго определенном порядке. Главное правило расположения перьев на древке – это симметрия. Если у вас на стреле два пера, они должны лежать друг к другу под углом в 180 градусов, если три – 120, если четыре – 90. Симметрия оперения обеспечивает прямой полет стрелы. Также внимательнейшим образом древний мастер подходил к выбору пера – они должны быть ровными, упругими, прямыми, не очень жесткими. Обычно перья брали соколиные, орлиные, кукушечьи, вороньи, гусиные, морских птиц. В каждой области предпочитались, конечно, свои птицы, перья которых было легко достать, но они все удовлетворяли вышеупомянутым требованиям. У некоторых птиц брали перо из крыла, у некоторых – из хвоста. Перо обрабатывалось следующим образом: с одной стороны оно подстригалось вместе с куском стержня. Получалась половинка пера. Ей придавали приблизительную форму будущего оперения, которая была очень разнообразна, но главное – обтекаема (см. основные формы на рисунке), оставляя спереди и сзади небольшие кусочки стержня в 0,5-2 см. для обмотки их нитью. Потом так же  заготавливалась вторая часть оперения, в общем столько, сколько мастер хотел установить на стрелу. Обязательно надо следить за направлением закрутки пера. Оно должно быть у всех перьев при установке на стрелу направлено в одну сторону (подобно лучам свастики). Этой закруткой перьев обеспечивается закрутка стрелы. При этом достигается тот же эффект, что и при выстреле из нарезного огнестрельного оружия: закрученный винтообразно в полете снаряд, будь



1,2. древки стрел конца X - начала XI в.



3-6. ушки русских стрел XVI-XVII вв.

то пуля или стрела, летит гораздо точнее, чем без таковой закрутки. Иногда даже перья на само древко накладывались винтообразно, а на древке арбалетного болта иногда даже нарезалась резьба как на винте. Отсюда вытекает следующее правило. Вращающаяся стрела в полете несколько отклоняется в полете от цели в сторону вращения. Поэтому опытные стрелки советовали целиться стрелой, оперенной с правого крыла птицы в правую сторону и наоборот.

Чем тяжелее стрела, тем длиннее и шире для нее нужно оперение. Известны образчики с шириной пера в 2 и длиной в 28 см. Но это уже – оперение для настоящего бревна. Обычно древние Славяне предпочитали ставить оперение длиной  12-15 см, шириной в 1-1,5 см. Это оперение вполне подходило для обычного военного мужа, опытные стрелки предпочитали оперение покороче – 8-10 см., а для стрельбы на сверхдальние дистанции использовались стрелы с оперением длиной в 6-7 см.

Теперь, когда у мастера готовы все перья для стрелы, можно приступать к их закреплению. Только надо определиться с тем местом, куда это оперение ставить. Их закрепляют в нескольких сантиметрах от ушка. Но не в коем случае на впритык к нему! Иначе вы просто не наложите на тетиву стрелу, не помяв оперение, а помяв оперение, уж точно не попадете в цель (разве что, случайно). Тут действует следующее правило – чем ближе оперение к тетиве, тем точнее будет стрельба, чем дальше – тем быстрее полет. Древние славяне отдавали преимущество точности боя. Расстояние от ушка до пера колебалось в среднем, от 2 до 5 см.

Теперь мастер сажал на клей перья в выбранном месте древка и доставал иголку с тонкой ниткой или конским волосом. Те кончики пера, которые были оставлены без опахала, плотно приматывались по клею к древку сплошной обмоткой. В месте где на пере есть опахало, оно с помощью иголки, которой прокалывали стержень пера и пропуская через него нитку, приматывали к древку. Шаг такой обмотки был 0,5-1,5 см.

После этого, при желании, мастер мог обмотать поверх обмотки ниткой древко еще и берестой, чтобы шероховатая поверхность нитки на тормозила полет стрелы и не царапала руку стрелка. Теперь самое время поговорить о наконечниках. Почему-то художники часто приделывают к стрелам своих персонажей наконечники либо гигантских размеров, либо наоборот, размером с иглу. Но чаще всего любят изображать наконечники с двумя оттянутыми назад шипами, считая, что это видит очень устрашающе. Однако Славяне редко использовали такие наконечники – садистскими наклонностями они не отличались, тем более для экстренного случая, были воистину страшные орудия.

На самом же деле, в научной литературе можно встретить описание порядка 110 видов металлических и 8 - костяных наконечников.



Несмотря на такое обилие форм, каждый наконечник применялся для определенных целей. Условно все наконечники можно разделить на несколько огромные группы – по их назначению. Первый – стандартные наконечники листовидной формы. Использовались они как воинами, так и охотниками. Эти наконечники можно назвать универсальными: и легкую броню степняка пробьет и зайца догонит. Такие наконечники не причиняли особых мучений жертве – они легко входили в тело и их было легко вынуть, никаких шипов у таких стрел не было.

Такие наконечники можно называть самыми массовыми наконечниками Древней Руси. В XII-XVI веках классические наконечники немного теснят бронебойные, предназначенные для пробивания сверхтяжелой брони западноевропейских рыцарей крестоносцев. Мало кто знает, что под «консервной банкой» они часто носили еще и кольчугу. Бронебойные стрелы делались тонкими как игла, иногда довольно длинными, не имели никаких шипов. Их основная задача – пробить доспех и ранить (убить) воина. Также эти наконечники изготавливались из хороших сортов железа и стали, чтобы при ударе о доспех, их острые жала не ломались, не тупились и не сгибались. В былинах повсеместно упоминаются даже булатные стрелы, но в большинстве случаев, это все же



1.Листовидный вид наконечников. VI-XI вв.

титьсаьвозной узор. Четвертую группу можно назвать группой «наконечников с шипами». Сюда входят и так любимые художниками

гиперболизация, так как львиная доля стрел все же терялась в пылу битвы, а булатные наконечники –



2. Бронебойные наконечники. IX-XII вв.

вещь не из дешевых. И третий класс – если, например, надо кому-то срубить стрелой руку с мечом, занесенную над товарищем, из тула выхватывался так называемый срезень – и при удачном выстреле, враг в ужасе смотрел на лежащую у его ног его руку. Такие стрелы применялись в борьбе с легковооруженными воинами, например кочевниками. Они использовались для «срезания» конечностей, перерезания шей, нанесения ужасных ран в незащищенную грудь на расстоянии. Срезень – это стрела с лопатообразным наконечником или наконечником типа «ласточкин хвост» (см. на



3 Наконечники - срезни. IX-XIII вв.



рис.). Наконечники эти, имея широкую режущую поверхность, не пронзали жертву, а перерубали. Ширина режущей поверхности срезня - 6-10 см. Часто такой массивный наконечник пытались облегчить – вырезали в середине отверстие, делали в середине



4. Наконечники с шипами. X-XIII вв.

наконечники с отогнутыми назад шипами, а также многие другие, порой кажущиеся фантастическими конструкции. Но все они находили применение в бою или на охоте.

Вообще говоря, шип на наконечнике предназначен для в первую очередь для вполне обоснованных целей, например, для зажигательных стрел, которые, воткнувшись, например, в тесовую или соломенную крышу, не должны были оттуда падать – здесь-то и цеплялись такие наконечники своими шипами. Или же – для ограничения маневренности особенно сложного противника: видя, что товарищ с мечом не справляется с врагом, стрелец, опасаясь задеть друга, бил врагу в  щит стрелой с шипом – таким образом он заметно ограничивал возможности маневра противника, ну а если о полезет отрубать древко, развернув к себе щит - наверняка воин с мечом ударит в незащищенное место противника. И уже только потом такие наконечники применялись для нанесения огромной раны, осложнения его вытаскивания, причинения излишних мучений. Как ни странно, такие наконечники получают широкое распространение именно после крещения Руси, пик их популярности приходится на XIII-XV века. Существует очень мало способов безболезненно вытащить шипованный наконечник, но древние Славяне знали их и применяли на практике. Например, если стрела имеет два симметричных шипа, отогнутых назад, следовало аккуратно отломить или отрезать древко как можно ближе к наконечнику, потом взять тонкий крючок из проволоки, поддеть им наконечник таким образом, чтобы он в ране перевернулся в обратную сторону – теперь при помощи того же крючка можно его с легкостью вытащить. Иначе пришлось бы сильно расковыривать рану.

Основные части железных наконечников.

а –перо

б – втулка

в – сторона

г – плечо

д – черешок

е – шейка

ж – боевая головка (у бронебойных)

з – грани

и – упор для древка

к – острие

л – шип



Сложнее дело обстоит с наконечниками, у которых один шип загнут вперед, а другой назад – такие наконечники практически невозможно безболезненно вытащить, а по сему, они гораздо опаснее симметричных наконечников. Также на Руси существовали исключительно охотничьи наконечники. Так как при охоте на пушного зверя, все же не каждый стрелок мог «попасть белке в глаз, чтобы шкурку не испортить». Поэтому зверя глушили тупыми грушевидными наконечниками. Делались они из железа, кости или даже дерева, для таких наконечников материал – дело не принципиальное. Такие наконечники назывались «томарами».

На Руси на ряду с металлическими, существовали и костяные наконечники. Несмотря на кажущуюся их примитивность, они весьма и весьма опасны и практически не уступают железным их собратьям, а в кое - чем, и превосходят их. Например, костяные наконечники легче железных, что позволяло их ставить на «скоростные» типы стрел. Костяные наконечники изготавливались из твердой не трубчатой кости (рогов, некоторых иных костей) крупных животных путем выпиливания (вырубания) болванки и дальнейшим ее обтачиванием до нужной формы. Единственное ограничение костяного наконечника – невозможность пробить броню, будь то кольчуга или панцирь, поэтому к XIII-XIV веку такие наконечники становятся уже только достоянием охотников.

Определившись с видом и формой наконечника, нашему мастеру - стрельнику, именно так называли в Древней Руси людей, делающих стрелы, предстояло определиться со способом крепления его на древке. Все наконечники делятся на два вида по способу крепления – втульчатые и черешковые. Это разделение мы можем наблюдать на всех иллюстрациях, демонстрирующих наконечники.

Черешковые наконечники вставлялись внутрь древка при помощи специального штыря, втульчатые – сажались на клей поверх древка и приклепывались маленькой заклепкой или прибивались таким же маленьким гвоздиком. Гораздо больше, 99% наконечников имеют черешки, а не втулки для крепления. Втульчатое крепление предпочитали использовать разве что, для бронебойных стрел, да и то не всегда. Втульчатые наконечники характерны прежде всего для западных и дальневосточных (Прикамье) регионов Древней Руси.

После окончательного крепления, для прочности мастер обматывал их нитью или конским волосом по клею, сверху накладывалась при желании мастера береста. Теперь, после того как клей подсох, стрела готова.

Какое разнообразие наконечников!  А между тем, каждый воин имел при себе «джентльменский набор» стрел с разными наконечниками – бронебойными, классическими, шипованными, срезнями. Для их различения при стрельбе, чтобы быстро и безошибочно выхватывать из тула (колчана) нужную стрелу, их ушки окрашивали в разный цвет. Именно поэтому, чтобы различать стрелы, древние Славяне предпочитали носить тул именно у пояса, а не за спиной, как обычно рисуют художники…
  • +0.85 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!