Большой передел мира
260,622,756 514,715
 

  Dobryаk ( Профессионал )
22 окт 2010 11:16:31

Тред №267497

новая дискуссия Дискуссия  75

Очень толковая аналитика:  PART 1

Российский дизайн «Атомного окна» в Европу

В 2010 г. Россия, Япония и Франция вступили в активную борьбу за атомные объекты «под ключ» в Чехии и Словакии. Ожидаемый объём работ в этих странах - не менее 20 млрд евро.

Долгосрочный контракт, полученный ОАО «ТВЭЛ» весной 2010 г. на поставку ядерного топлива для строящихся энергоблоков №№ 3 и 4 АЭС Моховце (Словакия) - успешный шаг на пути восстановления взаимовыгодного сотрудничества между атомными отраслями России, Словакии и Чехии.  

РОССИЙСКИЙ ДИЗАЙН

Сегодня в Чехии и Словакии действуют по нескольку атомных энергоблоков советского (российского) конструкционного и технологического типа (или, как говорят атомщики – «российского дизайна»).

[b]АЭС Дукованы (Чехия)[/b]



АЭС Дукованы (Чехия) – 4 энергоблока с реакторами ВВЭР-440 (проект В-213), введены в эксплуатацию в период 1985–1988г.г., владелец – Чешские электрические заводы (CEZ,. АЭС Темелин (Чехия) – 2 энергоблока с реакторами ВВЭР-1000 (проект В-320), введены в эксплуатацию в 2002 и 2003 годах, владелец – Чешские электрические заводы (CEZ).

АЭС Богунице (V2) (Словакия) – энергоблоки №№ 3 и 4 с реакторами ВВЭР-440 (проект В-213), введены в эксплуатацию в 1984 и 1985 годах, владелец – «Словацкие электростанции» ENEL. АЭС Моховце (Словакия) – энергоблоки №№ 1 и 2 с реакторами ВВЭР-440 (проект В-213), введены в эксплуатацию в 1998 и 2000 годах, владелец – «Словацкие электростанции» ENEL.

АЭС Богунице



Кроме того, на АЭС Богунице (V1) в Словакии энергоблоки №№ 1 и 2 с реакторами ВВЭР-440 более раннего проекта В-230, введенные в эксплуатацию в 1978 и 1980 годах, были сняты с эксплуатации в 2006 и 2008 годах, не выработав свой ресурс: таково было политическое условие вступления Словакии в Евросоюз. Сейчас остановленные энергоблоки Богунице (V1) находятся в ведении компании JAVYS  .

Таким образом, вся атомная энергетика Чехии и Словакии сегодня основывается на реакторах «российского дизайна». При том, что в энергетической «корзине» этих стран АЭС играют важнейшую роль: атомная доля в энергобалансе Чехии превышает 30%, а в энергобалансе Словакии достигает  50%. К тому же, в дальнейшем потребуется замещение выводимых из эксплуатации энергоблоков, да и сегодня электроэнергии уже не хватает: так, некоторое время назад всерьёз обсуждалась возможность повторного пуска энергоблока № 2 на АЭС Богунице, снятого с эксплуатации.

АТОМНОЕ «СУМО»

В условиях конкуренции, с началом ядерного ренессанса существенно обострившейся среди мировых атомных корпораций-«тяжеловесов» (поставщиков топлива и изготовителей АЭС «под ключ»), Чехия и Словакия стали весьма перспективными территориями. Ожидаемый объём работ – не менее 5 новых энергоблоков, суммарная стоимость контрактов – не менее 20 млрд. евро. За такой привлекательный рынок вступили в борьбу российско-чешский консорциум (Skoda JS – «Атомстройэкспорт» - ОКБ «Гидропресс»); принадлежащий японцам американский концерн Westinghouse и французы (AREVA). Каждый из них стремится заинтересовать чехов и словаков своими оригинальными предложениями.

Westinghouse, несмотря на неудачный опыт использования ядерного топлива на АЭС Темелин, намерен продолжать экспансию на восточноевропейский атомный рынок, в частности, с энергоблоком АР-1000. Что касается топлива для реакторов ВВЭР-440 (где, в отличие от разработки замещающего топлива для ВВЭР-1000, они добились несколько больших успехов), вице-президент компании Майкл Керст заявил в 2010г., что Westinghouse не планирует поставлять ядерное топливо для реакторов советской разработки в страны Евросоюза.


Кооперация стран Евросоюза и их партнёров, помимо традиционного проекта реактора EPR, продвигает концептуально новую идею: быстрый газоохлаждаемый реактор ALLEGRO (пока – демонстрационного типа).

Российско-чешский консорциум предлагает проект реактора «МИР-1200» («Модернизированный Интернациональный Реактор»), основывающийся на базе традиционной технологии ВВЭР с пакетом усовершенствований.

Все участники «атомного сумо» стараются заинтересовать заказчиков локализацией большей части производства оборудования на местных заводах. При том, что Чехия и Словакия и сами объединяются для этой цели: так, чешский CEZ и словацкая JAVYS заявили о намерении совместными усилиями построить новый энергоблок на АЭС Богунице, а иностранный поставщик им потребуется только для реакторной установки.

Обострение конкуренции на атомном рынке втягивает в борьбу и политические ресурсы. Так, по мнению изданий «Sueddeutsche Zeitung» и «Mlada Fronta Dnes», среди причин высылки из Чехии двух российских дипломатов стал интерес, проявленный ими к перспективам расширения АЭС Темелин.


ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Чем же, кроме суммы контракта, заинтересовали Чехия и Словакия российскую атомную отрасль? Можно предположить два перспективных направления.

Во-первых, с 2004г. Чехия и Словакия вошли в состав Евросоюза. Победа в тендере на их территории (а тем более вынос производства значительной доли оборудования на заводы этих стран) позволит России в дальнейшем «расширять плацдарм» и облегчить продвижение своих атомных технологий в другие страны Европейского союза.

Во-вторых, во времена существования Совета экономической взаимопомощи все социалистические страны специализировались на различных направлениях производства. В Чехии было развито машиностроение – речные пассажирские теплоходы, трамвайные вагоны, грузовики, атомные реакторы, парогенераторы, турбины… Ядерное машиностроение Чехии может пригодиться России не только для обеспечения зарубежных контрактов по сооружению АЭС, но и для атомного ренессанса внутри страны.

Вот как прокомментировал Energyland.Info существующее положение дел и возможные перспективы генеральный директор компании All For Power Томаш Мержинский:
« – В Чехии на АЭС Дукованы сейчас одновременно проходят два инвестиционных проекта. Один из них предусматривает использование проектных резервов. Речь идёт о повышении мощности каждого блока с исходных 440 МВт до 500 МВт. Таким образом, мощность атомной станции может быть повышена с 1760 МВт до 2000 МВт за счёт замены турбин на современные модели и повышения мощности реактора. Также в перспективе рассматривается сооружение на АЭС Дукованы ещё 2-х энергоблоков.

Словацкое правительство также планирует строительство ещё 2-х энергоблоков на АЭС Богунице и хочет привлечь к этому заграничных инвесторов.

Россия участвует во всех существующих «атомных» проектах на территории Чехии и Словакии, в том числе по планируемому сооружению новых энергоблоков АЭС Темелин (проходит тендер), Дукованы и Богунице (в перспективе).

В тендере на достройку АЭС Темелин принимают участие Чешско-русский консорциум  «Атомстройэкспорт» – Skoda JS – ОКБ «Гидропресс», американский Westinghouse и французская AREVA. Организатор тендера – «Чешские электрические заводы» – объявили, что помимо безопасности и цены, основным критерием оценки проектов станет участие чешских фирм в строительстве.  Таким образом Генеральный подрядчик должен был бы максимальное количество заказов разместить на территории Чехии и задействовать чешские фирмы.

У Чешско-русского консорциума по сравнению с конкурентами большие преимущества: опробованная технология, обученный персонал; предусматривается не только поставка свежего топлива, но и вывоз отработанного топлива с территории Чехии; все работы по строительству и оборудованию АЭС будут выполнять чешские фирмы; хороший опыт совместной работы в уже существующих проектах.

Отрицательный момент тот, что Чехия (речь идёт о достройке Темелина) боится энергетической зависимости от России. На это постоянно обращают внимание и конкуренты, для которых это серьёзный козырь в борьбе.


Проект Westinghouse надёжный и сравнительно недорогой, а его представители уже заключили несколько предварительных договоров с чешскими подрядчиками и поставщиками. Они очень активно работают с прессой и общественным мнением, заручились весомой поддержкой в чешском правительстве.

AREVA – самый дорогой, но и весьма надёжный проект.  Большая поддержка от Евросоюза, лобби в Европарламенте со стороны французского правительства. Аргумент довольно сильный: «Европа должна быть безопасной, для этого должна сама строить, контролировать и эксплуатировать атомные реакторы». Изначально французы вообще хотели строить блоки Темелина сами – всё оборудование и все рабочие были бы французскими. Сейчас они пересмотрели свою концепцию и активно сотрудничают с чешскими фирмами в подписании предварительных договоров.

У Чешско-русского консорциума, в отличие от конкурентов, пока нет подписанных договоров с подрядчиками (а ведь поддержка чешских поставщиков и подрядчиков – это главный козырь, и следовало бы использовать такое преимущество). Тем более что тендер на достройку Темелина – решающий, и тот, кто его выиграет, получит дальнейшие заказы как в Чехии, так и в Словакии».

ОПОРА – В МАШИНОСТРОЕНИИ

Компания Škoda JS начала работать в атомной энергетике с 1956г. За её плечами – более полувека производственного, инжинирингового и сервисного опыта в этой сфере. В частности, за период 1980–1992г.г. на заводах этой компании изготовлен 21 реактор ВВЭР-440 и три ВВЭР-1000. Парогенераторы для АЭС изготовлялись на чешских заводах Vítkovice, турбогенераторы – на Škoda Plzeň. Практически, на своих предприятиях чехи и словаки могут изготовить порядка 70–80% всего оборудования атомного энергоблока, за исключением узкоспецифических технологий.

Конечно, возникает вопрос в сегодняшних способностях предприятий: за годы «атомной паузы» могли быть утрачены и технологии, и опытные кадры. Хотя сами чехи настроены оптимистично: не случайно они достаточно эффективно конкурировали с Россией в тендере по достройке АЭС Белене (Болгария). А значит, «игра» в одной команде с ними создаст мощные конкурентные преимущества на мировом рынке.

Немаловажен и другой аспект: обеспечение атомного ренессанса внутри России. Неоднократно, в том числе на уровне топ-менеджмента, озвучивались затруднения с доведением производственных темпов российского машиностроения до требуемого сегодня уровня. Машиностроители восстанавливают и технологический, и кадровый потенциал, но потребности в объёмах продукции для атомного ренессанса также растут. Глобальная мировая экономика вполне допускает в подобных случаях размещение заказов у зарубежных производителей. А среди них явным приоритетом пользуется бывший партнёр по СЭВ, имевший доступ к технологии ВВЭР и накопивший большой опыт на выпуске подобной продукции (в тот период он как раз достиг пресловутого показателя «два реакторных комплекта в год»).

Российские промышленники уже несколько лет осваивают заводские активы в Чехии. Ту же Škoda JS ещё в 2004г. приобрела российская группа «Объединённые машиностроительные заводы» (ОМЗ). Российские трубопрокатчики (группа ЧТПЗ) стали владельцами чешской компании MSA – крупнейшего в Европе производителя трубопроводной арматуры (в том числе для атомной энергетики). «Атомэнергомаш» приобрёл чешскую компанию Arako, также изготавливающую арматуру для атомных энергоблоков.

Таким образом, чешские машиностроители могут стать серьёзной опорой и для внутрироссийского ядерного ренессанса. Ещё один плюс в том, что восстанавливать и развивать свои производственные мощности чехи будут за свой же собственный счёт: благодаря заказам, полученным от победителя тендеров на сооружение новых блоков АЭС в Чехии и Словакии.

Руслан НОВОРЕФТОВ, Energyland.info
Отредактировано: Dobryаk - 22 окт 2010 12:26:52
  • +1.82 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!