Потребкредит в США: без госгарантий кредитов не даютАмерика в сентябре зафиксировала рост потребительского кредитования на $2.1 млрд.(с учетом сезонных правок) – это первый рост объема выданных потребительских кредитов за последние 8 месяцев, правда данные за август пересмотрели с понижением, вместо сокращения на $3.3 млрд. кредит ужался на $4.9 млрд. Казалось бы нужно порадоваться, кредит вырос в сентябре, но если заглянуть немного глубже все выглядит крайне мрачно. Суть в том, что потребительский кредит разделяется на тот, что выдан частным сектором и тот, который выдан различными государственными агентствами. Так вот в сентябре кредиты выданные госструктурами выросли за сентябрь на $26.9 млрд., до нового рекорда $280.3 млрд., т.е.прирост за месяц составил 10.6%, а за год государство нарастило объемы кредитования на 77.6%, или $122.4 млрд. Соответственно частный сектор сократил в сентябре объем выданных кредитов на $20.5 млрд. – это рекордное месячное сокращение кредитования за последние полгода. В итоге общее сокращение объема выданных потребительских кредитов за последний год составило 2.9%, но сокращение объема кредитов выданных частным сектором составило 8.3% - рекорд с мая 1944 года.
Государство постепенно становится прямым кредитором, это уже давно осуществлено в секторе ипотеки посредством Freddie Mac и Fannie May, теперь это осуществляется и в секторе потребительского кредитования. Финансовые же институты сокращают кредитование и играются на рынках.
Фактически американский кредитный рынок сегментировался на:
* сектор без госгарантий, где кредит сокращается
* сектор, где риски на себя берет правительство и тут кредит растет
Соответственно и риски перекладываются именно на правительство, банкиры же получают прибыли с большой маржи между ставками по выданным кредитам и привлекаемым ресурсам и Федрезерв им в этом помогает. Банки же не выполняют свои кредитные функции, они просто получают бонус $70-80 млрд. в квартал благодаря политике низких ставок, это бонус позволяет им покрывать убытки от списаний, рисовать прибыли и выплачивать бонусы топам, поигрывая на финансовых рынках и сидя с триллионом наличных. Самое интересное в этом то, что такая политика создает для банков антистимулы – им просто нет смысла наращивать кредит (по крайней мере не гарантированный правительством), когда они получают $300 млрд. в год дополнительного дохода на разнице процентных ставок.