Поверонов ( Специалист ) | |
08 ноя 2010 23:55:32 |
Цитата: djehoothy
Чтобы такая хорошая ветка не простаивала, продолжу цитировать книгу Сергея Городникова "Историческое предназначение русского национализма".
Цитата: Поверонов от 05.11.2010 15:15:58
Вопросы интересные. Внесу своё видение.
Можем ли мы определить направление объективных законов развития Общества лет на 300 вперед
У общества нет "развития" как процесса движения к некой известной цели.
Общество вынуждено самосовершенствоваться = приспосабливаться просто чтобы даже сохранить статус кво. Приспособление не есть развитие, так как его вектор не предопределен.
В этом смысле ответ положительный. Мы можем определенно сказать, что общество будет всегда приспосабливаться так, чтобы обеспечить общую "выживаемость" в ответ на вызовы природы и проблемы, порождаемые собственным воздействием на природу.
Это конечно не "гарантирует" выживаемости для никакой отдельной части общества.
Можем ли мы назвать принципы на которых оно будет построено?
Основной принцип выживаемости - это саморегулирование, компенсирующее нежелательные последствия природных воздействий. Если исключить из рассмотрения внезапные космические катастрофы, то основной видимой общественной проблемой является уменьшение доли потенциальных природных ресурсов, приходящихся на каждого вновь рождённого члена общества. Общество реагирует на это двусторонне : совершенствует технологии, используя, где возможно, возобновляемые ресурсы, и регулирует рождаемость и потребность в ресурсах, так сказать, удельную ресурсоёмкость. Эти две тенденции являются основными темами всемирных дискуссий и идеологий. Фактически общество пытается найти оптимум между рождаемостью и совершенствованием технологий.
По-видимому, формализация этих соотношений по китайскому примеру и составит задачу общественного приспособления на ближайшую перспективу, если не навсегда.
Можем ли мы сегодня, создать идеологию, которая обеспечит нам преимущество завтра?
Любая идеология лишь инструмент мобилизации общественных групп. Идеология, ставящая целью создание преимуществ для какой-то части общества : сословия, класса, религиозной общины, страны, расы, религии и т.п., изначально обречена на конфликт с другими группами и их идеологиями, возможно и будущими.
Поэтому ответ - отрицательный. Любая "парциальная" идеология, ставящая целью преимущество для некой части общества, обречена на конфликт, который может и "проиграть".
Только идеология, которая пусть в долгосрочной перспективе, но будет "соблазнительной" и приемлемой для всех или по меньшей мере эффективного большинства общественных групп, сможет выжить и "завтра".
Можно ли сделать это, не дожидаясь кровопролития, мирно?
Ответ - отрицательный. Любая "парциальная" идеология : классовой исключительности, национального превосходства, религиозной праведности, расовой предрасположенности и т.п.
- это провокатор идеологических конфликтов, переходящих в рост напряженности, гонку вооружений, а затем в гражданские и международные войны.