Большой передел мира
265,714,103 520,736
 

  Dobryаk ( Профессионал )
10 ноя 2010 16:48:18

Тред №273155

новая дискуссия Дискуссия  51

Вводная:

Это тоже работа по Переделу Мира. В тексте сказано только глухо о механизме отбора, и картина даже слегка, и даже сильно,  искажена, но:

(а) Заявку на выдачу кому-то Гумбольдтовской стипендии подают немецкие профессора на конкретного молодого человека, и работать он будет у заявителя (см ниже о ПРЕМИИ Гумбольдта)

(б) Очень важный пункт заявки: надо обосновать, что стипендиат имеет шансы вырасти в своей стране до значимого положения, так что в нужный момент сможет сказать расслабившись от воспоминаний и благодарности: "А давайте предпочтем немецкое!". Легенда гласит, что это работает и косвенная прибыль с лихвой перекрывает расходы.

(в) Иметь в лице стипендиата хорошую рабочую силу, оплачиваемую не из бюджета лаборатории всегда есть ГУТ, и профессора так и зыркают по сторонам, присматривая кандидатов

(в) Стипендия, если не путаю, для "молодых" до 37 лет. Но есть еще ПРЕМИЯ Гумбольдта для старших товарищей. Заявку на премию подают тоже немецкие профессора, зачастую группой, но вот премированный вовсе не обязан отрабатывать свой год именно у них.


Генсек Фонда имени Гумбольдта: "Германия - привлекательное место для иностранных ученых"

Немецкий Фонд имени Гумбольдта ежегодно приглашает в страну более 700 ученых со всего мира. О том, почему Германия инвестирует в чужие головы, и о шансах ученых-россиян на Западе рассказал генсек фонда Энно Ауфдерхайде.

Фонд имени Александра фон Гумбольдта (Alexander von Humboldt-Stiftung) - уважаемая немецкая организация, обладающая многолетним опытом поддержки молодых ученых-иностранцев на разной стадии их академической карьеры. За последние пять десятилетий по приглашению фонда в Германии побывали более 24 тысяч ученых. Ежегодно по программам фонда в немецкие университеты и научно-исследовательские институты приезжают более 700 корифеев науки со всего мира.  

Генеральный секретарь Фонда имени Александра фон Гумбольдта Энно Ауфдерхайде (Enno Aufderheide) в интервью Deutsche Welle рассказал, какую роль его организация играет в международном трансфере знаний, и дал оценку германо-pоссийскому сотрудничеству в сфере науки.  

Deutsche Welle: Господин Ауфдерхайде, какую роль Фонд имени Гумбольдта играет в трансфере знаний?  

Энно Ауфдерхайде: Понятие "трансфер знаний", на мой взгляд, - очень общее. Для Германии важен трансфер знаний из науки в бизнес, а Фонд имени Гумбольдта обеспечивает обмен знаниями между государствами. Мы собираем лучшие умы со всего мира, чтобы добиться научного прогресса.  

- Как выглядит идеальная карьера в науке?

- Идеальной карьеры в науке не бывает. Некоторые изучают сначала одну специальность, а потом решают переключиться на другую. Для кого-то подобная смена рода деятельности может оказаться очень продуктивной. Если же идти по стандартному пути и целенаправленно развиваться в какой-то одной сфере, то важно не засиживаться на месте и открывать для себя новые страны. Студентам возможности познакомиться с Германией во время учебы дает Германская служба академических обменов (DAAD), а наш фонд оказывает поддержку людям, которые уже имеют ученую степень и хотят приехать в ФРГ, чтобы продолжить здесь свою научную деятельность.  

Стипендиатам предоставляется свобода выбора, они сами решают, где и чем будут заниматься в Германии. У фонда два приоритета - развитие личности и создание международной сети контактов в научном сообществе. Стипендиаты поддерживают с нами контакт, проводят научные мероприятия у себя на родине, снова приезжают в Германию, а мы оказываем финансовую поддержку в реализации их идей и проектов.

- А как же межкультурные различия? Приглашая преподавателей из России, вы же не можете быть уверены в том, что они придутся по душе студентам немецких вузов?

- Немецким университетам необходимо расширять международное сотрудничество. Конечно, на практике интернационализация проходит не так просто. В каждой стране есть свои культурные отличия, и на первом этапе преподавателю из России может быть сложно в немецкой аудитории. Однако, опираясь на собственный опыт, могу заверить, что немецкие студенты умеют ценить работу международных профессоров. Преподаватель из другой культуры - это обогащение для университета. Впрочем, обогащаются и сами преподаватели.

- Вы недавно вступили в должность генерального секретаря. Ожидают ли фонд перемены?

-  У нас хорошая репутация в мире, поэтому, на мой взгляд, в больших переменах фонд не нуждается. Мы и дальше будем следовать двум главным принципам: развивать ученых как личность и создавать международную сеть контактов. Конечно, не стоит забывать о том, что мир вокруг нас меняется. Перемены можно наблюдать и в европейском пространстве. Поэтому наша цель - создать единое европейское научно-исследовательское пространство, чтобы повысить привлекательность Европы для ученых со всего мира. Мы стараемся обеспечить комфортные условия для научной деятельности и жизни, поэтому для нас важно, чтобы не только сам ученый мог успешно работать в Европе, но и чтобы его семья могла быстро интегрироваться в общество и чувствовала себя как дома.

- Сложно ли позиционировать Германию как марку на международном рынке? Какие трудности вы испытываете на настоящий момент?

- Германия - привлекательное место для иностранных ученых. Это подтверждают ежегодные экспертизы наших независимых консультантов, да мы и сами видим это по заявкам. Качество и количество кандидатов с каждым годом растет. А вот вызовы, которые стоят перед нами, следующие: во-первых, все больше стран готовы предложить ученым хорошие условия, то есть возникает конкуренция. Германии важно сохранить свою привлекательность, чтобы лучшие умы работали здесь. Во-вторых, стоимость научных кадров за последние годы резко возросла. Германия же, как и другие страны мира, пострадала от кризиса, и есть необходимость консолидировать бюджет, экономить. К счастью, немецкое правительство не экономит на науке и образовании. Надеюсь, это поможет нам в ближайшие годы сохранить свои позиции.

- А есть ли у фонда географические приоритеты?

- Нет, мы не устанавливаем квоты по странам. В последние годы по количеству стипендиатов лидировали США и Китай. Россия - в числе десяти главных партнеров. Сегодня для нас важно сохранить ведущие позиции в Европе, и мы заинтересованы в усилении сотрудничества с США и быстроразвивающимися странами в Азии.  

- Что должен знать потенциальный стипендиат Фонда имени Гумбольдта?

- Первое - знание немецкого языка не обязательно. Конечно, если вы говорите на языке страны, - легче адаптироваться, но многие наши стипендиаты начинают изучать немецкий уже в Германии. Мы оплачиваем интенсивные курсы от четырех до восьми недель для ученого и членов его семьи. Второе - надо быть открытым другим культурам, не только немецкой. Для этого совсем не обязательно проходить специальный семинар, просто надо раскрыться самому. У вас всегда есть возможность принять позицию другой стороны или объяснить, почему вы поступаете так, а не иначе - то есть так, как принято в вашей культуре. Конечно, столкновений с людьми, которые не всегда готовы принять другую точку зрения, не избежать, но все наши стипендиаты с удовольствием вспоминают время, проведенное в Германии.

- Фонд предоставляет стипендию, берет на себя дополнительные расходы, а чего же он ожидает взамен? Это ведь не игра в одни ворота.

- Вы правильно заметили, что речь идет о взаимовыгодной ситуации. Стипендия фонда дает шанс сделать хорошую карьеру в науке, а от стипендиатов мы ожидаем готовности к взаимодействию. Германия рассчитывает на выгоды от этого сотрудничества, как в сфере науки, так и в межкультурном общении. Наших стипендиатов можно встретить по всему миру, причем на высочайших позициях: министр энергетики США Стивен Чу, экс-президент Венгрии Ласло Шойом, и этот список можно продолжить.

- За последние пять лет число стипендиатов выросло по всем регионам. Однако если брать отдельные страны, то с 2005 по 2009 год в лиге "проигравших" оказались Китай, Бельгия, Нидерланды, Россия. Отрицательная динамика вас не беспокоит?

- Меня не беспокоит тот факт, что падает число стипендиатов из Бельгии или Нидерландов. Это страны-соседи, с которыми и без стипендий обмен налажен хорошо. Что касается Китая, то уже в этом году мы увидим положительную динамику. По предварительным оценкам, по числу стипендиатов Китай даже обгонит США и займет первое место. А вот насчет России у нас есть планы по расширению сотрудничества. Правда, нас несколько беспокоит ситуация с наукой в стране в целом. У России очень сильные позиции в фундаментальной науке, однако финансирование многих научно-исследовательских сфер в последние годы не только не возрастало, а порой даже шло на спад. Надеемся, что России удастся в ближайшие годы улучшить финансовую поддержку науки, ведь в этой стране есть золотые головы, и мы всегда рады высококвалифицированным ученым из России.  

- Если стипендиат из России, завершив свой проект в Германии, захочет остаться работать здесь или в любой другой европейской стране, будет ли это противоречить целям фонда?

- Да, это несколько противоречит нашим целям, но так устроена сегодня наука. Недавно мы как раз проводили семинар на сходную тему, и один докладчик из Африки справедливо заметил, что нельзя заморозить эволюцию, и не стоит бояться того, что молодые люди будут действовать рационально, принимая решение о своем будущем. Создавать условия для того, чтобы молодые ученые оставались в стране, - это уже задача государства. Нельзя жаловаться на то, что молодые люди выбирают другой путь, если для их работы не созданы подходящие условия.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.94 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!