Большой передел мира
260,690,292 514,755
 

  Спокойный ( Профессионал )
15 ноя 2010 06:19:41

Тред №274593

новая дискуссия Дискуссия  79

Бывший генсек НАТО Хавьер Солана и эксперт Лондонской школы экономики Мэри Калдор
о новом подходе к европейской безопасности:

Президент Медведев опубликовал проект договора о европейской безопасности
в ноябре 2009 года. В докладе, представленном в Москве сегодня, спустя год,
в качестве ответа на эту инициативу мы будем отстаивать аргумент о том,
что ЕС должен взять на себя инициативу

и использовать интерес президента Медведева, чтобы пересмотреть отношения ЕС с Россией
и предложить концепцию "человеческой безопасности"
в качестве основы "архитектуры безопасности" в Европе.
Инициатива президента Медведева изначально была сосредоточена на жесткой модели безопасности,
связанной с охраной государственных границ и признанием приоритетной роли вооруженных сил.
Эта позиция была вызвана дефицитом доверия в отношениях России и НАТО, в силу чего РФ
воспринимает действия Североатлантического блока как игнорирование принципов
Хельсинкских соглашений 1975 года, которые подтверждали территориальный статус-кво в Европе
и запрещали односторонние действия с применением военной силы.
Так, например,
расширение НАТО на Восток, война в Югославии в 1999 году
и признание независимости Косово в 2009 году были интерпретированы Москвой
как угрожающие формы поведения со стороны НАТО.

Соответственно, реагируя на эти подходы, западные правительства
указывали на войну в Грузии в августе 2008 года в качестве доказательства
наличия у России собственных экспансионистских военных целей.
Исходя из этого конфликтного контекста, ЕС должен отреагировать на инициативу
президента Медведева, но при этом подчеркнуть важность выхода
за рамки традиционных представлений о безопасности и открыть тем самым дебаты
о возможности такой "архитектуры безопасности" в Европе,
которая была бы основана на концепции "человеческой безопасности".
Эта концепция, можно сказать, была заложена в Хельсинкских соглашениях 1975 года,
несмотря на то что фактическое употребление этого понятия появилось несколько позже.
Хельсинкские соглашения были созданы
на основе трех так называемых корзин.

Первая из них указывала на безопасность, базирующуюся на правилах,
в отличие от безопасности, основанной на военной силе, и это как раз то,
что президент Медведев предлагает в своем проекте договора.
Вторая "корзина" содержала вопросы экономического, научно-технического
и культурного сотрудничества, из чего следует, что в понятие безопасности
входят не только физические угрозы, но и факторы материального характера.
И третья "корзина" касалась прав человека:
здесь речь шла скорее о безопасности людей и сообществ,
в которых они живут, чем о безопасности государств и их границ.

После холодной войны и распада СССР некоторые политики надеялись,
что будет создана новая организация безопасности,
которая сможет заменить собой НАТО и Варшавский договор.
Но вместо этого произошло увеличение числа организаций,
занимающихся обеспечением безопасности в различных ее проявлениях и географических рамках,
включая НАТО, ЕС, ОБСЕ - организация, которая стала результатом Хельсинкских соглашений,
Совет Европы, СНГ и ОДКБ.
Только ОБСЕ включает в себя все страны Евро-Атлантического региона,
но ее деятельность в большей степени сосредоточена
на третьей "корзине" Хельсинкских соглашений

которые сегодня оказались организационно отделены от первых двух "корзин",
в силу чего ОБСЕ не хватает потенциала для реализации своих возможностей.
Несмотря на внушительное количество этих организаций, возможность перехода
на качественно новый уровень обеспечения безопасности людей,
к сожалению, остается пока слабой.
Если ЕС и Россия намерены всерьез сотрудничать по экономическим вопросам,
им необходимо начать с сотрудничества по вопросам безопасности.

К сожалению, энергетическая безопасность часто рассматривается
также в геополитических категориях, в силу чего
основная задача НАТО формулируется как обеспечение
бесперебойных поставок нефти в западные страны

и предотвращение использования контроля над этими поставками
в качестве политического рычага в руках России.
Применение концепции "человеческой безопасности" в энергетической сфере означает
совместную работу
по обеспечению всеобщего доступа к энергоресурсам

повышению энергоэффективности и диверсификации поставок энергоресурсов,
а также реагирование на неблагоприятное изменение климата.
Никого не должно вводить в заблуждение использование бывшим лидером НАТО
словосочетания К сожалению, применительно к энергобезопасности - по сути дела,
Москву пытаются принудить к открытию энергетического рынка под старым соусом о правах человека.
  • +2.41 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!