обозреватель Financial Times
Вольфганг Мюнхау:Логические несуразности преследуют евро с самого первого дня.
Самый известный парадокс можно сформулировать так:
1. запрещено спасение испытывающей трудности страны,
2. запрещен ее дефолт и
3. не допускается выход из еврозоны.
Эта проблема сейчас решается путем введения антикризисного механизма,
предусматривающего дефолт.
Но борьба с одной несуразностью
усиливает другой парадокс:
одновременно существуют
1. возможность дефолта,
2. постоянный экономический дисбаланс, зато
3. отсутствует фискальный союз.
В предложениях Германии о мерах помощи Греции и другим странам
речь идет в основном о механизме дефолта
Ангела Меркель не устает повторять, что налогоплательщикам не по силам
взвалить на себя еще и оплату чужих долгов.
И это, несомненно, правда при современной политической и юридической конструкции ЕС.
В децентрализованном союзе это невозможно политически даже в самой крайней ситуации.
Постоянный экономический дисбаланс — болезнь не только еврозоны,
но и всей мировой экономики.
На недавнем саммите G20 страны в очередной раз не смогли договориться,
как же с ним бороться.
А у еврозоны даже нет вменяемого проекта плана по устранению дисбаланса.
Финансовый сектор считается внутренним делом.
В каждой стране за ним присматривают свои регуляторы, и им явно
не хватает скоординированности усилий и разделения обязанностей
на общеевропейском уровне.
Третья составляющая парадокса — отсутствие фискального союза.
Речь идёт даже не о наднациональном образовании,
а о межправительственном органе с минимальными полномочиями.
Есть подсчеты, что дискреционного бюджета всего в 1% ВВП
с лихвой хватит на решение проблем еврозоны.
Но учреждение фискального союза
потребует таких существенных изменений в договорах ЕС, что практически оно невозможно.
Система, в которой возможен суверенный дефолт,
есть хронический дисбаланс и отсутствует фискальный союз,
просто не может долго существовать.
Допустимы любые два из трех перечисленных условий.
Например, дефолт и дисбаланс.
Но тогда необходим фискальный союз, который будет играть роль амортизатора.
Пример тому — США, где общенациональная налоговая система
сглаживает различия между штатами.
Иначе невозможно представить, как единая валюта сможет пережить
несколько экономических кризисов.
В отсутствие фискального регулятора искажения финансового сектора
достигают критической величины, что не оставляет правительству выбора.
Не имея возможности девальвировать евро,
стране остается надеяться только на помощь извне.
А в финансовом союзе, где валюта общая, а долги врозь,
подобные истории будут случаться постоянно.
Среди еврочиновников превалирует мнение, что для улучшения ситуации
особых революций и не требуется.
Якобы при любом кризисе можно обойтись
добровольным ужесточением фискальной дисциплины.
Подозреваю, что Греция, Ирландия и, может быть, даже Португалия
вскоре докажут ошибочность этого предположения.
Монетарный союз может жить с неразрешимыми противоречиями — но не вечно.
Учитывая, что решение проблем еврозона видит в механизме дефолта,
а дисбаланс в ближайшее время никуда не денется, вывод один:
для выживания евро
критическим становится существование фискального союза.
По итогам 2010 года ВВП Германии может увеличиться на 3,6 -3,7%.
Это практически столько же, сколько ожидается и в России,
которую принято причислять к странам с быстрорастущими рынками.
Еще совсем недавно подобная уникальная ситуация была просто немыслима.
Немцы явно тяготятся Еврозоной.А будущее своё видят в сотрудничестве с Россией.
Тем более, что заявление республиканца
Джона Кайла о невозможности ратификации СНВ-3 в этом году,
радикально меняет взгляды вменяемых россиян на будущее:
Правление Барака Обамы было казусом истории
и настоящие американцы — это Кайлы, с которыми невозможна никакая перезагрузка.
Модернизация России становится на глазах не амерзительным
лозунгом, а будущим в российско-германских отношениях.