По дороге разочарований Удивительные вещи происходят в мире! Пока мировая общественность увлеченно наблюдала за развитием событий на фронтах валютной войны, а политики навязчиво, выдавая «черное» за «белое», призывали всех не верить глазам своим и убеждали, что никакой валютной войны нет, тучи потихоньку начали сгущаться над головами капитанов финансового сектора. А всему виной владелец WikiLeaks Джулиан Ассанж.
Поначалу, пока Ассанж публиковал документы, касающиеся войны в Ираке и Афганистане, политики морщились, но вели себя сдержанно. Высказывались, но в меру. Даже когда на всеобщее обозрение были выставлены документы Госдепа США, реакция была в рамках бюрократической фантазии. В Швеции на Ассанжа завели дело об изнасиловании, потом закрыли… Опять открыли… Да Австралия решила проверить деятельность героя интернета на предмет соответствия своим законам. В общем, бюрократическая машина во всей своей неторопливой красе.
А потом вдруг все изменилось: возмущаться WikiLeaks начали буквально все. США в срочном порядке переписывают закон о шпионаже – впервые с 1917 г. Интерпол объявил Ассанжа в розыск, в Швейцарии заблокировали его счета, система электронных расчетов PayPal отказала в проведении платежей, а родная Австралия высказалась в том смысле, что сажать его не за что, но славные австралийские полицейские обязательно что-нибудь накопают! И у всех, что характерно, одновременно, нашлись веские причины для таких решительных действий.
А перещеголял коллег советник премьер-министра Канады Том Флэнаган, который не кулуарно даже, а во всеуслышание заявил, что Ассанжа надо убить! Причем советник убежден, что президент США не должен полагаться на какого-нибудь сержанта Рэмбо из соответствующего подразделения с тесаком жуткого вида в могучей руке, способного решить проблему по-тихому, нет! Президент, по мнению Флэнагана, должен задействовать «беспилотник» вроде тех, что применяются в Афганистане, где они стирают с лица земли целые кишлаки одной ракетой и при этом регулярно промахиваются по выслеживаемой цели. Владелец сайта представляет собой угрозу не меньше «Аль-Каиды» и ради его уничтожения вполне можно пожертвовать кварталом какого-нибудь цивилизованного городка. Цель, знаете ли, оправдывает средства.
Пришлось Ассанжу сдаваться британской полиции, которая мигом отказала ему в освобождении под залог, попутно объяснив растерянной общественности, что арестован данный гражданин вовсе не за свои публикации – свобода слова, как и все прочие свободы личности в демократическом обществе, это святое, а по подозрению в уголовном преступлении, и отпустить на свободу его нельзя по причине чрезвычайной опасности для общества. Мирные граждане могут спать спокойно – бомбардировка отменяется.
Во всей этой истории есть один интересный нюанс: по странному стечению обстоятельств, правительства развили столь бурную и, главное, хорошо скоординированную деятельность как раз в тот момент, когда Ассанж обмолвился, что скоро выставит на всеобщее обозрение множество документов, напрямую касающихся финансового сектора вообще и крупнейших банков в частности. Трудно сказать, совпадение или нет, но это практически совпало с предпринятой Бараком Обамой попыткой устроить нечто вроде крестового похода против финансистов, но реакция весьма показательна.
Пока политики ведущих стран убеждали всех и себя в том числе, что экономика восстанавливается и уже совсем скоро выйдет на докризисный уровень, финансовый сектор критиковали, конечно, но не очень активно, чего уж там. При условии реального восстановления на шалости финансистов можно было бы смотреть сквозь пальцы, но тут, к очередному удивлению пропагандистов выздоровления, вышла статистика по безработице и оказалось, что количество безработных в США увеличилось с 9,6% до 9,8%, а это в корне противоречит заверениям властей о скором благоденствии. Во всяком случае, главный экономист рейтингового агентства Moody’s Марк Занди, а он среди экономистов человек не последний, вполне откровенно заявил, что удивлен и огорчен состоянием американского рынка труда. Другими словами, положение продолжает ухудшаться, но что так удивило и огорчило Занди, понять сложно, потому что такое развитие событий ясно читалось изначально. Налицо явное несоответствие теории и практики, поневоле возникает необходимость заменить теоретиков на практиков, но сделать это не просто. Никто еще добровольно не отказывался от руководства финансами.
Не лучше чувствует себя и глава ФРС Бен Бернанке, который совсем недавно утверждал, что второе количественное смягчение нужно лишь для того, чтобы, в частности, сделать более дешевым кредит, но ставки отчего-то начали расти, и центробанкир фактически признал, что вообще-то ему хотелось ослабить доллар, есть такой грех. Правда, в руководстве Евросоюза люди собрались тоже отнюдь не вчера родившиеся, а потому евро ослабел еще быстрее доллара. Так стоило ли огород городить? Бернанке, видимо, считает, что стоило, потому что он заявил о возможности расширить количественное смягчение в скором времени, а то и вовсе организовать смягчение за номером три.
Европа была готова к такому развитию событий и стараниями Германии, Австрии и Голландии «прокатила» предложение заинтересованных кем-то лиц увеличить фонд спасения стран-должников, даже несмотря на «великодушное» предложение США помочь деньгами в благородном деле спасения еврозоны и евро. Американцы как бы говорят: «Мы вам поможем спасти евро и дадим денег для его укрепления». А европейцы отвечают: «Большое спасибо, разберемся без вас, а вы спасайте себя сами, причем за свой счет, а не за наш». Точно также не прошло предложение о создании Европейского долгового агентства: страны с низким уровнем долга совершенно не желают выступать поручителями по долгам банкротов.
А что делает Бернанке? А он собирается и дальше ослаблять доллар, на что Европа просто вынуждена будет отвечать ослаблением евро. В евро много усилий вложено и хотелось бы, конечно, его сохранить, но когда приходится выбирать между национальной экономикой и наднациональной валютой, своя рубашка как-то ближе к телу. В общем глухой и беспросветный тупик, а все ключевые события, касающиеся войны валют, еще впереди, что на Forex, само собой, отразится немедленно.
И тут надо снова вспомнить об Обаме. Это ведь он избранный народом президент страны с экономикой номер один. Именно с него избиратели будут спрашивать за результат его работы, а положение у него, прямо скажем, невеселое. Обаме пришлось продлить налоговые льготы для состоятельных американцев, в результате чего в ближайшие годы и без того дефицитный бюджет США недополучит 5 трлн долл.! А возможно это стало благодаря республиканцам, которые, затаите дыхание, откровенно заявили президенту, что если он вздумает повышать налоги, то республиканцы немедленно заблокируют проект Обамы по поддержке малого и среднего бизнеса! При этом республиканцы не устают повторять, что малый и средний — бизнес важнейшая часть экономики США. Это уже не экономика и даже не политика. Это прямой шантаж в интересах определенной части населения – повысишь налоги, мы обрушим экономику. Приехали!
Единственное, что остается Обаме, это как-то уже разбираться с финансовым сектором, а тут начинают выясняться интересные подробности. Оказывается, банковская группа J. P. Morgan Chase принимала активное участие в аферах Мэдоффа, и, как нетрудно предположить, не она одна. Не мог Мэдофф в одиночку оперировать десятками миллиардов долларов, да так, что никто ни о чем не догадывался!
А ФРС после банкротства Lehman Brothers раздала направо и налево, в том числе иностранным банкам, среди которых были и швейцарские, кредитов как минимум на 3,3 трлн долл. и забыла об этом отчитаться. Вообще-то, конгрессмены пытались поговорить на эту тему с представителями ФРС, но им вежливо ответили, что ФРС независима, а потому нечего совать нос не в свое дело. Но жизнь американского народа ухудшается, он требует объяснений от человека, которого избрал своим президентом, и Обаме поневоле приходится вступать в борьбу с финансовым сектором, который давно уже считает себя не частью США, а верхушкой мировой финансовой системы.
Но тут появляется Ассанж и говорит: «Я вам сейчас такое про финансистов расскажу! Закачаетесь! У меня документов тысячи!» А дальше Швейцария, банки которой в числе прочих были получателями секретных кредитов ФРС, арестовывает счета бедолаги Ассанжа. А система электронных расчетов PayPal отказывается проводить его платежи. А шведы, чьи банки имели близкие отношения, например, с латвийским Parex Bank, насчет сомнительности активов и операций которого американцы неофициально предупреждали всех желающих, прямо-таки жаждут выдачи Ассанжа, чего и требуют от британского правосудия. В общем, слишком многие в условиях глобализированного мира заинтересованы, чтобы кое-какие финансовые документы, с кое-какими подписями никогда не выплыли на белый свет.
Нет, понятно, что после обрушения Лемана в финансовых кругах царила жуткая паника, и ФРС просто пыталась не дать умереть мировой финансовой системе, но как это объяснить тем, кого выселяют из домов за неуплату долга в то время, когда ФРС раздает триллионы? Как объяснить, что мировая финансовая система на самом деле находится в катастрофическом состоянии, а заодно, кто в этом виноват? И кто на этом наживался?
И уж тем более не вызывает удивления, что именно республиканцы, которые считают своим долгом борьбу не с кризисом, а с Обамой и демократами, в лице видного своего представителя Сары Пэйлин некоторое время назад спрашивали, почему на Ассанжа не объявлена охота, как на Бен-Ладена. Ответ был быстрым: Ассанж за решеткой.
Словом, на фоне всеобщего разочарования общество все больше мучает один единственный вопрос: как же мир дошел до жизни такой и кто в этом виноват? И все больше людей начинают понимать, что пора бы уже поинтересоваться, а что же реально происходит в финансовом секторе и почему финансисты, несмотря на множащиеся проблемы, получают все более жирные бонусы? В конце концов, когда жизнь большинства ухудшается за счет улучшения жизни меньшинства – это просто несправедливо. А в тяжелые времена эта разница становится настолько большой, что система начинает разрушаться и именно это в данный момент и происходит. А кто станет катализатором этого процесса – Ассанж сегодня или еще кто-то завтра, – это уже второстепенные детали. Процесс пошел…