Работавшая на ЦРУ семья ядерных контрабандистов из Швейцарии предстанет перед судомСемейство Тиннеров, швейцарских бизнесменов, работавших на чёрном рынке ядерных технологий, предстанет у себя на родине перед судом. Между тем, остаётся всё меньше и меньше сомнений в том, что Тиннеры были плотно повязаны с американским ЦРУ.
Контрабандистов будут судитьГазета "Нью-Йорк Таймс" опубликовала большую статью по итогам пресс-конференции Андреаса Мюллера, швейцарского судьи, ведущего дело Тиннеров. Он отказывает своим землякам в прощении и считает, что Тиннеры должны ответить перед законом за контрабанду ядерных технологий и передачу информации об ядерном оружии в такие страны, как Ливия или Северная Корея.
Но как поведёт себя защита? Можно считать доказанным, пишет газета, что с 2008 года Тиннеры действовали в статусе американских шпионов. Если адвокаты используют эти сведения на открытом судебном процессе, то достоянием гласности могут стать многие секреты ЦРУ.
Мюллер занимается расследованием семейного бизнеса Тиннеров более двух лет. Он и его сотрудники подготовили финальный отчёт на 174 страницах, в котором настаивают - в нарушение швейцарских законов, Тиннеры "поддерживали работы по созданию ядерного оружия".
Главный вклад фирмы Тиннеров в распространение - помощь тайной сети доктора Хана в создании центрифуг для обогащения урана. В дальнейшем, центрифуги продавались в Ливию, Иран, КНДР и, возможно, в некоторые другие страны.
ЦРУ категорически отказывается комментировать возможные связи с Тиннерами. Но в газеты и журналы, в книги, проникает всё новая и новая информация об истинном облике швейцарских бизнесменов.
Так, утверждается, что администрация президента США Джорджа Буша-мл. была настолько озабочена ситуацией, возникшей после провала Тиннеров, что настойчиво убеждала власти Швейцарии отказаться от судебного преследования ядерных контрабандистов. Часть собранных швейцарцами улик была уничтожена, так же с подачи американцев.
В 2003 году сотрудники ЦРУ тайно проникли в жилище Тиннеров и с ужасом обнаружили - эти люди располагают реальными чертежами ядерного оружия. Кому они могли быть проданы? По некоторым данным, копии чертежей находились на аванпостах империи Тиннеров в таких добропорядочных государствах, как Малайзия, Таиланд или Южная Африка.
Если Тиннеры всё-таки будут доставлены в зал заседаний суда, то им угрожают тюремные срока до 10 лет. Но стоит добавить, что часть из этого времени Тиннеры уже отсидели в ходе предварительного следствия.
Агент из ДубаиНасколько точно можно полагать, что семейство Тиннеров (отец и два сына) были агентами ЦРУ? И если да, то когда началось столь взаимовыгодное сотрудничество? Ответить на эти вопросы попытались эксперты влиятельной американской аналитической организации ISIS.
В вышедшем 21 декабря 2010 года докладе, эксперты ISIS утверждают - есть много оснований предполагать, что Фридрих Тиннер (отец), Марко и Урс Тиннеры (сыновья) стали информаторами или контракторами ЦРУ США в 2003 году. Год спустя, за оказанные услуги швейцарцы были вознаграждены суммами в несколько миллионов долларов. В семейный бизнес были также вовлечены мать, сестра и даже кузены Тиннеров, но об их отношениях с ЦРУ пока ничего не известно.
Возможно, что работа Тиннеров на американскую разведку началась ещё раньше. Ряд анонимных источников - в том числе, якобы из кругов МАГАТЭ и из числа отставных сотрудников американского разведывательного сообщества - называют 1999-2001 годы как период возможного установления контактов между ЦРУ и Урсом Тиннером.
Если так, то один брат несколько лет не знал, кто на самом деле другой. Марко, брат Урса, и Фридрих, отец Урса, начали делать для ЦРУ что-то реальное только в июне 2003 года. По крайней мере, это так, если верить ещё не уничтоженным документам, которые остались в распоряжении полиции Швейцарии.
Как могла произойти вербовка Урса Тиннера в 2000 году? Если верить отставному американскому разведчику, известному под оперативным псевдонимом "Бешеный пёс" (Mad Dog), Урс переехал в 1998 году в Дубаи, где жил в состоянии депрессии (неудачный развод, споры и конфликты с налоговой службой Швейцарии).
Урс якобы топил своё горе в выпивке в одном и том же баре, где его и вычислил сотрудник ЦРУ. Пригрозив Урсу разоблачением некоего преступления, который швейцарец якобы ранее совершил во Франции, разведчик принудил последнего к сотрудничеству.
Если рассказ "Бешеного пса" правдив, то ЦРУ может попасть в неудобное положение. Период 2000-2002 годов - это период активных поставок центрифужного оборудования по тайным каналам в Ливию, и Урс Тиннер, будучи информатором ЦРУ, играл в данных поставках особо важную роль.
Сохранить лицо американцы могут в том случае, если получит документальное подтверждение одно из заявлений Тиннеров и его адвокатов - якобы, оборудование, поставлявшееся в Ливию, было дефектным, что являлось результатом саботажа со стороны Тиннеров.
Действительно, швейцарцы вносили изменения в техническую документацию по центрифугам. Но, пока что, все вскрытые факты изменений на самом деле отражали особенности производственного процесса и не могли отрицательно сказаться на работоспособности центрифуг. Крайне скептически к заявлениям Тиннеров относятся и независимые эксперты, изучавшие чертежи - по их мнению, ливийские центрифуги были в полном порядке.
Особый интерес вызывает вопрос - сколько же денег Тиннеры получили от ЦРУ? Известен контракт между компаниями "Traco Schweiz" (владелец - Марко Тиннер) и "Big Black River Technology" (подставная фирма, работающая на ЦРУ). В контракте говорится о выплате 20 миллионов долларов десятью порциями за некий "взнос на лицензирование".
Во вскрывшейся электронной переписке Тиннеров и сотрудников ЦРУ говорится уже о 10 миллионах долларов, выплачиваемых пятью платежами. По данным швейцарских силовых органов, на самом деле до Тиннеров дошло всего лишь 3 миллиона долларов.
Нет сомнения, что семейный бизнес Тиннеров в тот или иной момент вступил в контакт с ЦРУ, заключают авторы отчёта ISIS. Но нельзя забывать, что Тиннеры являлись активными деятелями чёрного рынка ядерных технологий и пошли на контакт с американцами только после того, как оказались на подозрении у различных спецслужб.