Среднеазиатский капкан. Киргизия и др.
665,775 2,540
 

  demabas ( Слушатель )
02 янв 2011 06:58:15

Тред №291186

новая дискуссия Дискуссия  92

ИСЛАМ ПРИШЕЛ В СТЕПЬ ВМЕСТЕ С АРАБАМИ
НАШИ КОРНИ

Древние тюрки были весьма толерантными людьми, в их среду в разное время проникали и принимались разные религиозные культы – митрианство и зароастризм, буддизм, манихейство, христианство несторианского и яковитского толка. Заезжали в наши края и посланники Папы Римского, кроме того, кочевники повсеместно практиковали шаманизм, возникший в недрах тенгрианства.
Но в итоге победил ислам. Хотя эта небезусловная победа была достигнута ценой многочисленных уступок и торга. Небезусловная – потому что благочестие степняков всегда вызывало сомнение историков и недовольство мусульманских миссионеров. Арабы долго пытались привить им религиозные нормы поведения – ношения хиджаба женщинами, пятикратное омовение, отказ от суда биев и поклонение духам предков. Однако эти требования никак не вписывались в суровый кочевой образ жизни. Подруга вечного воина просто не могла сидеть взаперти, укутанная с головы до ног в чадру, она на равных скакала на коне рядом с мужчиной, помогала ему и делила с ним все трудности быта. Пятикратное омовение при 30-градусном морозе также выглядело проблематичным, а отказ от суда биев и поклонения аруахам вообще был кощунством для кочевников. Ислам пришел в Степь с огнем и мечом завоевателей. Продвижение мусульманских миссионеров сопровождалось военной экспансией арабов. Тюркский мир в это время сотрясался и бродил. Единый Тюркский каганат распался на Западный и Восточный – в состав первого входила территория современного Казахстана. Одно тюркское племя свергало предыдущее и устанавливало свою власть.
Вторжение арабских войск под предводительством Кутейби ибн Муслима на юг региона произошло в 714 году. К 737 году тюркам удалось освободить свою территорию. Но в борьбе за власть был убит незаурядный полководец, каган Абу Музахим, прозванный за свою непримиримость «бодливым». Именно он успешно противостоял захватчикам , и закономерно , что после его смерти арабы легко восстановили прежние завоевания. Но в это время началось наступление на Степьс востока – китайцы дошли до самого Шаша (Ташкента). Перед лицом нового врага тюрки объединились с прежним врагом, и в 751 году у городка Атлахе, недалеко от Тараза, войско китайского полководца Тао Сяньчжи было разбито.
Арабская экспансия, в том числе религиозная , продолжилась. Завоеватели настойчиво внедряли ислам в сознание коренных жителей. Однако исламизация населения проходила с трудом, племена предпочитали откочевывать, только бы не отказываться от традиционных обрядов и привычек. Чтобы теснее интегрироваться , арабы вынужденно сохраняли власть принявших ислам тюркских династий.
Первыми новому верованию поддались жители области Испиджаб, раскинувшейся между реками Сырдарья и Талас. Она и стала крупнейшим очагом распространения ислама в 9 веке. Это сказалось на благосклонном отношении багдадских халифов к тюркам, в которых теперь стали видеть «опору престола». В 829 году халиф Мутасим прибыл в Египет с четырьмя тысячами тюркских гвардейцев. Но то была незначительная территория Юга – остальные племена продолжали оставаться язычниками вплоть до 13-14 веков. Монгольские завоеватели , в основном тенгрианцы, не затрагивали религиозные чувства покоренных народов. Сам Чингисхан не только терпимо относился к иным убеждениям и вероисповеданиям, но находил наслаждение в том, чтобы выслушивать противоречивые взгляды и свободные диспуты. Потрясатель вселенной собирал у себя во дворце разных ученных, священников, монахов, отшельников, открыто признавая, что не способен решить , какая из сторон права, а какая – нет.
Идеологически иным оказался его потомок, младший брат Бату-хан, хан Берке. Правивший Золотой Ордой в 1257-1266 годах, он стал первым мусульманином среди правителей Орды. По его примеру в 50-х годах 13 века ислам приняли еще 16 представителей монгольской аристократии и несколько известных тюркских родов.
Новообращенный мусульманин начал ревностно насаждать в Орде свою веру. Берке вырезал несториан в Самарканде, отравил племянника, казнил родственницу Боракчин и установил мусульманскую диктатуру, хотя и без дальнейших религиозных гонений. Обращать простой люд в новую веру ему помогали присланные египетским султаном Бейбарсом миссионеры. Но арабы опять не проявили гибкости, утверждая, что поклонения аруахам есть грех, а суд биев надо заменить на суд шариатский. Кочевые племена не могли согласиться с этим. Провозгласив древний принцып «каз-ак» («гуси праведные») – «вольному воля» и «право на уход» - тенгрианцы называвшие себя «алаш», откочевали на территорию современного Казахстана, а несторианцы – на север современной России.
Следующий правитель-чингизид Менги-Темир оказался на удивление политкорректным , можно сказать, установил свободу совести. Он провозгласил, что принятие той или иной религии является делом добровольным, правда, смена вероисповедания должна производиться официально, с уплатой налога.
Самых хитроумным и жестоким последователем пророка Мухаммеда в Центральной Азии оказался хан Узбек. Именно мусульманское духовенство возвело его на престол Золотой Орда в 1312 году. Через 8 лет Узбек-хан, заманив на торжество в честь открытия новой столицы Сарай-аль-Джадид 120 чингизидов и наонов, коварно вырезал их – главных противников ислама.
Однако при всей жестокости и коварстве Узбек-хану нельзя отказать в искусстве дипломатии. Этот правитель внедрял свою религию не только силой и принуждением. Так, в качестве миссионеров он использовал не фанатично прямолинейных арабов, а суфийских философов, последователей Ходжи-Ахмеда Яссауи. Сами признаваемые на Ближнем Востоке едва ли не еретиками, суфии пытались примирить привычки кочевников-тенгрианцев с мусульманскими догмами. «Шариатский суд такой же справедливый, как суд биев, -говорили они, -поклонение аруахам ничуть не противоречит исламу, ведь пророк Мухаммед и есть главный аруах…». И не обязательно кочевникам, которые почти поголовно являются воинами, охотниками и пастухами, блюсти ритуалы арабов, потому как не могут они в снежной степи пять раз на день совершать намаз.
Главное, тенгрианцы должны признать своим «Тэнир» Аллах, а главным аруахом Мухаммеда. Хоронить людей следует по мусульманским обрядам, читая молитву из Корана. Но и тут служители Всевышнего шли на уступки. Эту молитву не обязан наизусть знать каждый , достаточно, если в кочевье будет мулла человек, изучивший Коран.
При этом хан Узбек использовал знакомые нам политтехнологии – каждое появление миссионеров в кочевье сопровождалось десятидневным тоем. Кумыс лился рекой, мясо дымилось, довольные кочевники слушали ходжей, за что в конце получали ценный подарок. Как тут было не дать клятву на Кране… Так тенгрианцы превратились в мусульман, а ислам был объявлен государственной религией Золотой орды. Что дала отечественной истории исламизация?
Хотя продвижение новой религии на север и восток оказалось не столь успешным, как на юге, все же и там мусульманство берет верх. Такой была историческая необходимость на тот момент, которая заключалась в необходимости консолидации народа. Общая идеология открывала возможность для объединения тюрков не на основе кровно-родственных связей, а на базе единых воззрений.
Стоит учесть и тот факт, что средневековой мусульманский мир был иным. Он заключал в себе средоточие знаний по математике, медицине, философии, языкам… Именно арабские ученные спасли для мира древнегреческие письменные памятники. Ислам дал стимул для интеллектуального развития, не масс, конечно, а немногих избранных, элиты. Тюрки начали изучать мировую философию, культуру и науку. Арабский язык был международным – его изучение открывает окно в мир для местных самородков. Самый яркий пример – гений аль-Фараби, которого называли вторым Учителем, или восточным Аристотелем.
http://tan.kz/tengri…echom.html
Отредактировано: demabas - 02 янв 2011 07:01:59
  • +0.88 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!