Мировой экономический кризис
53,346,317 93,600
 

  Рубль ( Слушатель )
17 янв 2011 14:13:21

Тред №294563

новая дискуссия Дискуссия  37

«Я знаю, что у меня репутация сумасшедшего «гиперинфляциониста»…»
Гонзало Лира


Гонзало Лира: Ситуация с бюджетом США – местным, штатов и федеральным
☞ Американское банкротство и Морфин КС: на что обратить внимание в 2011 году

Сочувствие не безгранично: можно жалеть кого-то, но до определенного момента. Что касается ситуации с бюджетом Соединенных Штатов, то этот момент настал, по крайней мере, для меня: я больше не могу испытывать жалость к американцам. Американцам нужны новые услуги и социальные программы, но при низких налогах – а потом они удивляются, что их местные, федеральные правительства и правительства штата находятся на грани банкротства, и лихорадочно пытаются предотвратить этот крах.

За 2010 год задолженность федерального правительства, наконец, превысила отметку 100% ВВП – и продолжила безостановочно расти. На самом деле, рост долга ускорился. Почему? Потому что снижение налогов – проведенное Бушем в 2001 году, в момент ожидания профицита с ясными условиями окончания и отсутствия громадных военных расходов – было продлено из-за халатности Республиканского Конгресса и бесхребетного президента, Барака Обамы (Barack Obama).

Так что федеральное правительство США будет и далее наращивать задолженность по 10% в год в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах, по данным Бюджетного управления Конгресса.  

Кто-то может поспорить с распространением выводов на 2013 и 2014 годы – хорошо, я согласен: но это не избавляет федеральное правительство США от долговой нагрузки в размере 120% от ВВП к 2012 году – а это уже уровень Греции… И это без учета долгов муниципалитетов и штатов. В конце 2010 года мы, наконец, начали замечать нечто, что сидело в нас годами, как один из этих мерзких червей, которые в итоге съедает все мозги и сводит вас с ума: финансовое состояние штатов и муниципалитетов США таково – они банкроты.  

За финансовый 2010 год совокупный дефицит бюджета штатов составил $191 млрд. Из этой суммы $68 млрд списываются в соответствии с Законом о восстановлении экономик – стимулом Обамы. В настоящее время совокупный дефицит штатов на 2011 год составит около $160 млрд, но это выглядит неправдоподобным, учитывая нынешний уровень безработицы. Хотя по Закону о восстановлении экономики будет списано $59 млрд, на них все равно будет висеть задолженность в размере $100 млрд.

Как ни крути, у штатов огромная совместная дыра в бюджетах. И эта дыра вырастет еще больше до начала каких-либо улучшений – как и громадный годовой дефицит федерального правительства. Что приводит нас к политике Федерального резерва в 2010 году – особенно к объявлению и внедрению новых циклов «количественного смягчения».

Назовите это хоть КС, хоть «вливаниями ликвидности», хоть «стабилизацией процентных ставок», хоть «увеличением баланса Феда», хоть «денежно-кредитным регулированием» - можно придумывать какие угодно умные названия, но, по сути, это всего-навсего печатание денег: Федеральный резерв «внедряет» КС, просто создавая деньги из ничего, а потом покупая на них облигации. На самом деле, это еще лучше, чем печатание денег – не нужно возиться с печатными станками и тому подобное.  

В 2010 году КС проводилось дважды: летом применили облегченную версию, когда Фед повторно инвестировал излишки ипотечных активов в правительственные облигации, и объем этого пакета с августа 2010 года по август 2011 года в целом составит от $200 до $300 млрд; также было и КС-2, в соответствии с которым Фед начал уже напрямую скупать казначейские облигации, намереваясь выделять на это по $75 млрд в течение восьми месяцев с ноября 2010 года по июнь 2011 года, причем Бенни и Фед оставляют за собой право продолжать – или наращивать – скупку облигаций Минфина, если это устроит дармоедов в Здании Марринера Экклса (штаб-квартира ФРС).

Интересно, зачем же Бен Бернанке и его шуты из Федерального резерва устраивают эти количественные смягчения в разных вариациях? (Официальный) ответ – для поддержания экономики путем сохранения низких процентных ставок с помощью ликвидности. (Официальная) аргументация такова: путем сохранения низких процентных ставок Бенни и Фед хотят стимулировать кредитование, и таким образом реактивировать экономику. Что вполне нормально, если верить экономистам.

Но давайте зададим другой вопрос – несколько противоречащий этим прекрасным перспективам:

Если бы Бенни и Фед не скупали бы правительственные облигации с помощью своих КС, как тогда Министерство финансов США финансировало бы федеральное правительство? Иными словами, смогло бы федеральное правительство само финансировать свои расходы без покупок Федерального резерва? Без КС-лайт и КС-2?

Тут все зависит от цифр: каков дефицит Минфина, и каков объем количественных смягчений.

Вообще – и это только ориентировочные цифры – дефицит федерального правительства составляет около $1,3 трлн. Помимо этого, в период с августа 2010 года по август 2011 года КС-лайт ($200- $300 млрд) и КС-2 ($800 млрд.*) сведутся к скупке Федеральным резервом облигаций Минфина на сумму не менее $1 трлн. Итак… дефицит в размере $1,3 трлн… и печатание денег на $1 трлн… Теперь вы видите, как все обстоит – в 2010 году Федеральный резерв успешно монетизировал более 75%* годового дефицита федерального правительства США.

Но это еще не все – они провели его с минимальными последствиями для рынка – и в случае с фондовыми рынками монетизация, по сути, улучшила ситуацию на этих рынках: как дорогой макияж на лице мертвеца, монетизация Бернанке создала ложное чувство корпоративной стабильности и энергии на рынке акций.

Успешная монетизация Бернанке значительной доли правительственного дефицита в 2010 году не была единичной: это будет неустанно продолжаться в обозримом будущем – ужасная государственная политика стремится к соблюдению законов движения Ньютона.  

Такова была история американских финансов в 2010 году: Соединенные Штаты официально стали Банановой республикой – с ядерным оружием.


Результатом успешной монетизации Федом стало то, что политикам на Капитолийском холме и Пенсильвания-авеню не нужно принимать каких-то реальных решений по бюджету: благодаря своему «успеху» на поприще монетизации дефицита Бернанке создал условия, в которых американское политическое руководство может безответственно откладывать финансовый Судный день. Это окажет губительное влияние в виде нового витка гигантских правительственных расходов в 2011 году.  

Посмотрим на доказательства. Решения по бюджету в Вашингтоне строятся не по принципу или-или,  они принимаются по принципу и то, и другое: расходы на стимулирование и продление налоговых послаблений, и бесконечные войны, и реформа системы здравоохранения, и создание полицейского государства. Вашингтонские клоуны могут одновременно и рыбку съесть, и косточкой не подавиться, при этом ни на йоту не задумываясь о сокращении расходов.

Успешная монетизация 75% новой эмиссии долговых обязательств Минфина Беном Бернанке – вот непосредственная причина подобного политического образа мысли.

Когда обанкротившиеся Штаты пожнут плоды этого образа мышления - всего лишь вопрос времени, и очень скоро федеральное правительство услышит всеобщий призыв о помощи со стороны штатов, особенно когда начнутся проблемы у пенсионных фондов – и, таким образом, у пенсионеров, которые всегда ходят на выборы.

Поэтому я уверен в своем прогнозе на 2011 год: будет новый раунд «стимулирования» – это непосредственный побочный продукт «успешной» монетизации федерального бюджетного дефицита Бернанке и последующего отсутствия необходимости в реальных решениях по бюджету со стороны политического класса.  Удивляться тут нечему: в программе спасения госбюджета будет задействован «небольшой» стимул в размере $400-$500 млрд., но он будет оправдан как «необходимый» и «целесообразный», призванный поддержать обанкротившиеся штаты и муниципалитеты. Это «таргетирование» сделает его политически популярным, что обеспечит его одобрение властями.

Ну как, монетизация дефицита должна как-то повлиять на рынок правительственных облигаций, правда же?

И тут – признаю – я немного теряюсь: с одной стороны, доходность облигаций должна возрасти, потому что федеральное правительство продолжает тратить деньги со страшной силой, как, будто завтра не наступит никогда, и медленно, но верно, движется к поглощению долговых обязательств штатов и муниципалитетов, особенно пенсионных обязательств (которые реально топят балансы штатов).

С другой стороны, так как Федеральный резерв является покупателем 75% выпущенного Минфином долга, то он должен иметь возможность снижать доходность, как ему захочется – чем он, в общем-то, и занимается: за 2010 год доходность 10-летних облигаций Минфина колебалась между 2,41% (в октябре) и 4,01% (в апреле); сегодня, когда я это пишу, она остановилась на 3,50%.  

Может показаться, что Фед контролирует кривую доходности – следовательно, если это действительно так, тогда рынок облигаций Минфина бесполезен как показатель. Как и рынок акций, рынок правительственных облигаций – это симуляция, которая не играет никакой роли.

Какой класс активов более или менее рационально реагирует на происходящее в Европе и Соединенных Штатах? Товарный. На протяжении всего 2010 года эти активы росли как сумасшедшие: все классы товаров, абсолютно все показали рост на двузначные процентные пункты – по меньшей мере.
***
Мое мнение состоит в том, что причиной отсутствия резкого, ошеломительного падения цен на облигации  Минфина является вышеупомянутый контроль их доходности Федом: в число его интересов и намерений не входит ее увеличение. Что касается владения новых долговых обязательств,  то Бенни и Фед постараются сохранить их доходность на низком уровне.

Поэтому я и полагаю, что участники рынка стремятся к товарам как к надежному укрытию, отказываясь даже от казначейских облигаций.Не думаю, что существует какая-то взаимосвязь между ростом цен на товары и акции: я считаю, что ценные бумаги – это сплошные спекуляции, и рынок едет на пузыре, который раздувает Бернанке, в то время как товары – это то, к чему обращается рынок в поиске безопасной гавани. Невероятно, но факт – все это связано с играми Бернанке с доходностью казначейских бумаг и спекуляциями на рынке облигаций.
***
(*)Исправлено 30.12.10: Дурацкая ошибка вышла: объем второй порции количественного смягчения номинально составляет $600 млрд в течение 8 месяцев. Я ошибочно написал $800 млрд – и хуже того, использовал эту цифру для ориентировочных расчетов.

Исправляюсь: так как прогнозируемый дефицит на финансовый 2011 год составит $1,267 трлн, а сумма КС-лайт (($200-$300 млрд) и КС-2 ($600 млрд) достигнет от $800 до $900 млрд, можно сказать, что Федеральный резерв монетизирует от 63% до 71% эмиссии долговых обязательств Минфина в 2011 финансовом году – а не 76,9%, как я указывал выше.

Хотя ошибка на $200 млрд – это вам не фунт изюму, она не особенно меняет суть анализа. Прошу прощения за ошибку!

***
Основной момент 2011 года

В этом году напряжение в Европейском валютном союзе достигнет предела, скорее всего, еще до лета, и причиной этому будет Испания.

Что касается товаров, то, начиная с нынешней зимы, их сильный и стабильный рост охватит более обширную область экономики и доведет ее до рецессии, вероятно, еще более глубокой, чем предыдущая.

Непредсказуемы  в этом трио – Бернанке и Фед: что же они будут делать, растянут КС-2 на неопределенный срок, как они намекали, или наберутся смелости и заставят Конгресс, Белый дом и политический истеблишмент повзрослеть и сократить расходы? Тут все ясно, ставлю на то, что евнухи из ФРС продолжат КС-2 и монетизацию нового выпуска облигаций.

Так что вывод: похоже, что 2011 год будет очень непростым…


Оригинал: ссылка
Отредактировано: Рубль - 17 янв 2011 14:19:25
  • +6.39 / 62
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!