Как кто защищает чьи интересы... так сказать, по-российски губернаторы против Путина... да Онищенко смутно то ли проглядывается, то ли нет...:Диоксиновый скандал докатился до политического Берлина На совещании с земельными министрами сельского хозяйства обсуждалась федеральная программа мер по ужесточению контроля над комбикормами. Субъекты германской федерации, однако, не готовы уступать центру свои полномочия.
Из-за диоксина, попавшего через корма для животных в немецкую продовольственную цепочку, по-прежнему закрыты на карантин сотни птице- и свиноферм в различных федеральных землях. В Шлезвиг-Гольштейне оказался практически парализованным рынок свинины. Цены на нее резко упали, фермерам грозит банкротство. Министр защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства в федеральном правительстве Ильзе Айгнер (Ilse Aigner) старается, как может, успокоить встревоженных граждан.
По ее словам, все потенциально зараженные продукты питания под арестом. Что же касается тех 180 свиней, вскормленных диоксином на одной из ферм в Нижней Саксонии,
так большинство их, по данным аграрного министерства, экспортированы в Польшу и Чехию. Те же, что попали на немецкие скотобойни, а с них - в торговую сеть ФРГ, судя по всему, уже съедены и переварены.
Скандал на высшем уровнеТем временем диоксиновый скандал вышел на высший политический уровень, и у канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel) хлопот прибавилось. Её министр сельского хозяйства в дым разругалась с нижнесаксонским премьер-министром Дэвидом Макаллистером (David McAllister). Айгнер требовала от него принять кадровые меры в отношении земельных чиновников, которые не проинформировали ее своевременно об очередном случае диоксинового заражении кормов для животных.
Макаллистер обиделся, заявил, что кадровые решения принимает "без окриков из Берлина", пожаловался партийному - председателю ХСС - и служебному начальнику министра, то есть канцлеру.
Пикантно, что оба они - представители хоть и разных христианских партий, но одного и того же консервативного блока ХДС/ХСС. Ангеле Меркель пришлось мирить политиков: в преддверии целой череды выборов в субъектах германской федерации в этом году разлад в стане консерваторов ей ни к чему. Она мягко пожурила нижнесаксонские власти за их информационную политику, слегка приструнила Ильзу Айгнер, но одновременно заявила, что одобряет предложенную ей программу "антидиоксиновых мер" и призвала поддержать эти меры.
Подготовленная в берлинском министерстве программа, состоявшая из 10 пунктов, обсуждалась во вторник, 18 января, на экстренном совещании аграрного министра федерального правительства с ее земельными коллегами. В результате список необходимых мер был расширен до 14 и получил принципиальное одобрение участников совещания.
Программа министра Ильзе Айгнер, в частности, считает необходимым ужесточить критерии выдачи государственных лицензий на производство пищевых жировых добавок, в том числе, в комбикорма для скота и птицы. Кроме того, она предлагает вообще запретить производство таких жировых добавок на мощностях, выпускающих также жиры для технических целей. Именно с одного из таких "многопрофильных" предприятий зараженные диоксином корма и попали на немецкие фермы.
Более тщательному контролю должно подвергаться исходное сырье, частные лаборатории будут обязаны незамедлительно уведомлять государственные службы надзора о результатах произведенных ими экспертиз. Вообще, контрольные полномочия федерального центра должны быть существенно расширены.
Производителей кормов Ильзе Айгнер хочет обязать заключать страховки гражданской ответственности, чтобы оказавшиеся паче чаяния в карантине фермеры не пошли по миру. Строже, по ее мнению, следует наказывать нарушителей. По действующему законодательству, уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет грозит только тем, кто предумышленно, с преступной целью нелегальной наживы подмешивает в корма всякую дрянь. За недосмотр или рассеянность предусмотрены только денежные штрафы. Ильзе Айгнер считает необходимым сажать в тюрьму не только преступников, но и разгильдяев.
Но, пожалуй, самая радикальная из предложенных министром мер - так называемый "позитивный" список. В него Айгнер собирается внести наименования всех веществ, которые допустимы при изготовлении комбикормов. Тем самым можно было бы ограничить фантазию производителей, научившихся находить лазейки в действующем списке запрещенного исходного сырья.
В целом министерскую программу оценили в Германии, как разумную. Ее похвалили даже представители оппозиции, что в немецкой политической практике бывает крайне редко. Проблема, однако, в том, что у федерального центра полномочия в аграрной области, как, например, и в сфере школьного образования, крайне ограничены.
Аграрный суверенитет Только отдельные пункты своей программы Ильзе Айгнер может провести в жизнь, скажем, министерским распоряжением или указом. Для реализации же большинства мер требуются законодательные изменения, а законы, касающиеся сельскохозяйственной сферы, невозможно принять или изменить без участия бундесрата - представительства федеральных земель. Именно они имеют в Германии значительную часть аграрного суверенитета. А еще - Европейский Союз.
Министр сельского хозяйства Тюрингии Юрген Райнхольц (Jürgen Reinholz) - тоже, кстати, представитель консервативного блока - расценил программу Айгнер, как вмешательство центра во внутренние дела федеральных земель. Его "зеленый" коллега из Северного Рейна-Вестфалии Йоханнес Реммель (Johannes Remmel) исключил передачу части земельных контрольных компетенций федеральному центру, хотя и не возражает, чтобы из федеральной казны ему подкинули денег на увеличение числа своих контролеров.
В Нижней Саксонии - аграрном лидере Германии с десятками тысяч ферм и с производством 40 процентов всех кормов - их всего 12 человек. Но и Нижняя Саксония не готова уступить даже малую долю своих суверенных полномочий.
"Лоскутное аграрное одеяло" - так называет ситуацию в немецкой сельскохозяйственной области Федеральное объединение союзов по защите прав потребителей.
Кроме позиции земельных властей федеральное правительство ФРГ вынуждено учитывать еще и директивы Еврокомиссии, в частности, при составлении того самого "позитивного" списка. Вообще-то в Германии он уже есть, но носит только рекомендательный характер. В Брюсселе же над таким списком только начали работать, и последнее слово в этом деле - за Евросоюзом. Идти с ним на конфликт опасно. Ведь из казны ЕС крупные дотации получают и немецкие фермеры.