Цитата: VoxPopuli от 25.01.2011 20:35:41
Вы сами обозначили зыбкость граничных условий Вашей модели. Если не дадите четкого разграничения форм собственности по аналогии( не в смысле копирования! ) с тем как это было в советской парадигме, неизбежно столкнётесь с массой "нюансов", где на каждый пункт будут бесконечные уточняющие вопросы и ответы. "Загадочная" неопределённость отношений и форм собственности ПМСМ как раз позволяет маскировать весьма очевидные интересы отдельной группы лиц
В данной модели сделана попытка проскочить между Сциллой социализма и Харибдой капитализма, ограничивая негативные стороны обоих. Попробую описать эти стороны.
Известный по СССР «социалистический» способ хозяйствования с инвестиционной точки зрения был на самом деле госкапитализмом, когда роль единственного инвестора играло государство. Как если бы всё государство было одной большой корпорацией. Направления, объемы и сроки инвестирования централизованно планировались госпланом. Основным расчетным методом служил межотраслевой материальный баланс. Потребности хозяйствующих субъектов определялись по плановым заявкам, приоритеты которых устанавливались на основе политических, а не экономических критериев. Понятно, что в условиях холодной войны главным приоритетом были оборонные нужды. Денежные потоки ( кассовый план ) накладывались на баланс так, чтобы сбалансировать фонд зарплаты с ценами и запланированными объемами услуг и предметов народного потребления. Эти деньги были наличными. Состав и разнообразие потребительских услуг и товаров определялись партийно-чиновным представлением о народных потребностях, а объемы и цены - согласно «освоенным» зарубежным технологиям.
Между предприятиями производились взаиморасчеты безналичными деньгами. Эти два вида денег имели разные контуры обращения и никогда не смешивались. Специализированные госбанки кредитовали предприятия безналичными деньгами просто под план. В результате систематического взаимного невыполнения планов на счетах предприятий скапливались огромные нерастраченные суммы безналичных денег, которые не приводили к инфляции потому, что не могли быть обращены в фонд зарплаты, который нормативно регулировался независимо от «доходности» предприятия. Как только государство допустило возможность «обналичивать» безналичные деньги через кооперативы, накопленная инфляция прорвалась на потребительский уровень и экономика страны рухнула.
Итак, недостатком госкапиталистического инвестирования была волюнтаристская инвестиционная политика, игнорировавшая потребительский сектор экономики, что вело ( и привело ) к демотивации трудовой деятельности работников.
В капиталистическом способе хозяйствования различаются два существенно разных источника инвестиций. Основным источником является множество частных инвесторов, но и государство продолжает оставаться важнейшим инвестором, превосходящим по объемам инвестиций каждого из крупнейших частных.
Частные инвесторы при выборе направлений, объемов и сроков инвестиций руководствуются оценкой ожидаемой прибыли как основным критерием. На государство остаются неприбыльные и высоко рискованные направления инвестиций, имеющие общественную необходимость. Частные инвесторы, найдя прибыльное направление инвестиций, доводят его до насыщения спроса, а когда прибыльность начинает падать, переключаются на другое направление. Инвесторы оставляют работникам ровно столько доходов, чтобы только они не сбежали от производства запланированной прибыли. Частные инвесторы также легко переключаются на инвестирование в других странах, если там ожидается больше прибыли. Национальные государства лезут в долги, чтобы подстегнуть спрос в своих странах, привлекают иностранных инвесторов, а свои ( а может уже не свои ? ) покупают дворцы и клубы за границей.
Итак, недостатком частного инвестирования является погоня инвесторов за прибылью, переходящая национальные границы и оставляющая собственное государство наедине с ограбленным населением.
В данной модели, как и при госкапитализме, основным источником инвестиций является государство. Но подобно капитализму, инициатива и направления инвестиций определяются самими гражданами. Инициативная группа граждан, нашедшая свое место на рынке товаров или услуг, может получить от государства кредит и создать предприятие. Трудовому коллективу принадлежит вся прибыль, получаемая от производственной деятельности предприятия. Единственное, на что он не имеет права – это распродать все оборудование и разбежаться, не вернув долг государству. Личное трудовое участие в одном ( или нескольких) из трудовых коллективов – единственный способ для граждан заработать достойный уровень жизни.
Этот строй можно было бы назвать социализмом, но поскольку этот «изм» уже четко ассоциируется с известным нам госкапиталистическим устройством, то назовем его солидаризмом, имея в виду что его основой является солидарность работников трудовых коллективов.
«
Солидарность - единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность.»
Из известных форм собственности ему ближе всего партнерство, в котором распределение доходов происходит соответственно трудовому вкладу партнеров. Примерами таких предприятий могут служить как адвокатские или медицинские партнерства, так и сельскохозяйственные и другие кооперативы и
коммуны, а также то, что в США получило название
«народное предприятие».
Цитата: VoxPopuli от 25.01.2011 20:35:41
Например, из вашей модели совершенно не ясно как формируютcя, с какими целями действуют и в чьих интересах функционируют весьма "загадочные" институты СИ, при том что им делегированы (кем, механизм?) весьма широкие полномочия от регистрации имущественных прав до страхования и фактического контроля за инвестициями.
"Никто не является собственником предприятий, практически, они контролируются управляющими и кредиторами ( СИ )" - ни убавить ни прибавить. ???
«Загадочные» страховые институты ( СИ ) служат посредниками между единственным инвестором-государством и предприятиями. Это особого рода предприятия, которые учреждаются ( лицензируются ) Национальной Расчетной Системой ( НРС ), и осуществляют свои задачи под строгим контролем НРС. СИ – это практически то же самое, что сейчас называют страховыми компаниями, просто слово «компания» неуместно в контексте данной модели, поэтому использовано абстрактное слово «институт». Может по ходу обсуждения возникнет более подходящий термин.
Итак, СИ страхуют всё, что можно и нужно страховать, но их главная и необычная функция – это страхование кредитов, выдаваемых предприятиям государством ( в лице НРС ). Кредиты ( беспроцентные) выдает только НРС, но она выдает только застрахованные кредиты. Это означает, что при первой же просрочке платежа заемщиком, эта сумма безусловно взыскивается со счета СИ, застраховавшего кредит. Понятно, что прежде чем гарантировать кредит, СИ подобно кредитному отделу банка проводит экспертную финансово-экономическую оценку способности предприятия вернуть запрошенный кредит, т.е. практически производит полный аудит предприятия. В случае подписания кредитно-гарантийного договора СИ также договорно ограничивает права предприятия по распоряжению своим имуществом, которое рассматривается как залог. Таким образом на время действия договора, т.е. до выплаты кредита, СИ наделяется контрольными функциями в отношении предприятия-заёмщика. Это ведет к тому, что каждое нормальное предприятие, которое для своей деятельности постоянно берет кредиты, постоянно контролируется одним или несколькими СИ ( если ему удастся застраховаться в разных СИ ).
СИ - коммерческие предприятия, действующие в рыночных условиях. Предприятие-заемщик платит СИ страховой взнос за страхование ( гарантию ) кредита. Так что для предприятия-заемщика кредит не беспроцентный. Роль процентов играет страховой взнос. СИ накапливает страховые взносы в виде страхового фонда, размер которого определяет сумму кредитных гарантий, разрешаемых данному СИ государством. СИ не может гарантировать кредит, превышающий его страховой фонд, а также не может гарантировать несколько кредитов в сумме больше нормы резервирования, установленной ему государством .
Государство учреждает много таких СИ, вынуждая их конкурировать друг с другом. Так что предприятия имеют возможность выбирать СИ, берущий минимальную плату за гарантию кредита. Таким образом стабильно работающие предприятия могут получать кредиты за минимальную плату.
Разумеется, СИ способны страховать кредиты только уже сложившимся предприятиям с просчитываемым финансовым оборотом. Они могут также страховать создание типовых предприятий с известной финансовой схемой ( типа франчайза ), но они наверное не будут страховать инновационные стартапы. Для этого у государства имеется Национальный Инновационный Фонд.
Итак, в данной модели СИ заменяют собой коммерческие банки. В отличие от банков СИ не принимают чужие деньги в рост, и потому не вынуждены пускаться во все тяжкие спекуляции, чтобы сделать заявленный процент своим вкладчикам ( да и себе на жизнь чтоб досталось) .
Основная задача СИ – оценка кредитоспособности предприятий и контроль их добропорядочной деятельности. СИ несут полную финансовую ответственность перед государством за выданную гарантию кредита, так что ошибаться с оценкой не в их интересах.
PS. Вы, Глас, задаете такие важные вопросы, что требуется хорошо продумывать ответы. Поэтому извините, быстрее отвечать не получается. Нужно работать не только на Авантюру.