Закрыта в Пользователском, открыта в Политическом Внутренние проблемы России, причины и возможные решения
2,801,890 9,957
 

  Сухов ( Слушатель )
  31 янв 2011 17:35:46

Тред №298840

новая дискуссия Дискуссия  44

Политика Вашингтона в отношении России:
концепция, практика, перспективы

Т. Ю. Данилова, аспирант
Института США и Канады РАН
e-mail: DMLTsr@yandex.ru
Для США в наступившем столетии «Россия остается единственной страной, ядерные возможности которой сопоставимы с американскими. Но природа отношений США–Россия фундаментальным образом изменилась со времен холодной войны. И хотя политические расхождения между двумя странами по-прежнему существуют, а Россия продолжает модернизацию своих все еще внушительных ядерных сил, Россия и США не являются более врагами, а возможность военной конфронтации снизилась драматическим образом. Два государства расширили сотрудничество в сферах общих интересов, включая предотвращение ядерного терроризма и распространения ядерного оружия»[9].

Нынешнее руководство США не оперирует понятиями «стратегическое партнерство» или «союзничество» с Россией, а использует термин «партнерство»: « Ряд таких двусторонних отношений, как отношения США с Китаем, Индией и Россией, будут иметь критическое значение для развития более широкого сотрудничества на базе взаимных интересов. И поднимающиеся державы в каждом регионе мира все больше заявляют о себе, создавая Соединенным Штатам возможности для выстраивания с ними партнерских отношений»[10].  Обходится стороной и вопрос о равноправном партнерстве.

В отношениях с Россией США признают необходимость решать каждый из вопросов повестки дня без искусственного привязывания одних проблем к другим. Взаимоотношения между Россией и США, писал У. Бернс, «должны строиться на общности интересов, что не исключает выяснения отношений по спорным вопросам; при этом следует предпринимать шаги, выгодные для обеих сторон, не прибегая ни к сделкам, ни к компромиссам за счет других … именно в этом духе и с этими установками наша новая администрация подошла к налаживанию изрядно подорванных отношений с Россией»[11].

Россия важна Соединенным Штатам и для реализации идеи создания мира без ядерного оружия, так называемого «ядерного ноля». В Вашингтоне считают, что при нынешней администрации эта цель еще не будет достигнута, но «ее активное продвижение и постепенная реализация укрепят глобальную безопасность, обязательства США по ДНЯО (Договору о нераспространении ядерного оружия), сотрудничество с Россией и другими государствами»[12]. Однако, одновременно со стремлением к безъядерному миру, Вашингтон готов поддерживать «надежный и эффективный ядерный потенциал». Поэтому  сейчас точнее было бы говорить о строительстве не безъядерного, а безопасного ядерного мира.

В администрации Б. Обамы считают, что за время президентства В. Путина (2000–2008) в России произошли серьезные перемены, страна «возродилась на международной арене как сильный игрок»[13]. В самом сжатом виде американская оценка произошедших в России перемен сводится к следующим тезисам:
Произошло общее укрепление российской экономики, хотя ее существенно ослабил экономический и финансовый кризис 2008–2010 гг.;
Возросли финансовые ресурсы: по золотовалютным резервам (430 млрд. долл.) страна заняла третье место в мире после Китая и Японии, были созданы резервные фонды, ликвидирован огромный внешний долг;
Сформирован политически консолидированный режим, стремящийся к укреплению центральной власти и контролируемой эволюции гражданского общества;
Ослабленная в 90-е годы страна вновь стала способна участвовать в отношениях между крупными центрами современного мира;
Руководство в Кремле твердо намерено укрепить позиции России на постсоветском пространстве, используя внешнеполитические рычаги.


В администрации Б. Обамы и в близких к ней политических кругах не упускают из виду и проблемы России, ограничивающие ее роль в современной системе международных отношений и усложняющие обеспечение национальной безопасности страны:
острую демографическую проблему и кризис здравоохранения;
деиндустриализацию и устаревший промышленный потенциал;
проблему сохранения территориальной целостности и единства страны. Впервые за многовековую историю, по крайней мере за истекшие 400 лет, Россия окружена регионами, либо более динамичными экономически (Восточная и Южная Азия), либо экономически и политически более привлекательными (Европа).  При наличии развитых коммуникаций Россия могла бы стать связующим звеном между Европой и Восточной и Южной Азией. В противном случае различные регионы России будут стремиться развивать собственные экономические и торговые отношения с Восточной и Южной Азией и Европой. Кроме того, у южных границ находятся воинственные исламские силы, чье влияние в России может усилиться;
острейшую проблему модернизации политической системы и экономики;
отсутствие собственной стратегической линии в мировых делах. В России пока не сделан выбор, выступать ли ей совместно с Западом, совместно со всеми крупными центрами силы или сохранить свободу рук.
  • +0.78 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!