Молдавия
400,324 1,112
 

  TEMIR ( Слушатель )
09 фев 2011 01:25:19

Тред №300988

новая дискуссия Дискуссия  168

Иван Тигиняну: «На сельском хозяйстве до уровня Японии не подняться»

http://www.vedomosti…Podnyatsya

На днях в западной прессе появилась информация о том, что ученые из Молдовы совершили прорыв в нанотехнологиях. Речь шла о некой нанопленке, которую создала исследовательская группа во главе с вице-президентом Академии наук Молдовы Иваном Тигиняну.

- Иван Михайлович, расскажите, пожалуйста, популярно о вашем открытии.

- Наша исследовательская группа с самого начала концентрировалась на создании «низкоразмерных», как мы их называем, структур: нанонити, наностены и наномембраны. Тем не менее наномембрана получилась для нас немного неожиданно – наверное, как и все важные изобретения в истории! Ведь технические решения могут быть разными: часто планируешь одним образом, а потом жизнь вносит свои коррективы.

Наша наномембрана состоит из особого соединения, которое в настоящее время широко используется в производстве сенсоров и источников ультрафиолетового излучения.

Это очень стабильная в химических средах и устойчивая к радиации структура. Основана она на нитриде галлия и биосовместима, то есть не вредит живым тканям.

Как раз благодаря этому последнему свойству она так полезна. Любой наномеханизм можно заключить в капсулу из наномембраны, он будет путешествовать по вашему телу и докладывать о его «неисправностях», и в то же время организм не будет считать его угрозой.

Признаюсь, мы до конца еще не знаем всех свойств нашего изобретения. Предстоит еще «копать вглубь», и я уверен, что там скрываются новые сюрпризы. Чем меньше объект – тем интереснее его свойства. А наномембрана – это объект, который обладает совершенно уникальными свойствами. На фотографиях, сделанных атомным микроскопом, наномембрана выглядит как тонкая «простыня», вздувшаяся при сильном порыве ветра. Ее толщина всего один нанометр – несколько атомом в ширину. Но несмотря на кажущуюся хрупкость она обладает большой механической прочностью.

В настоящее время даже трудно сказать, в каких сферах можно будет применять эту структуру. Но в первую очередь это будут сенсоры для экологического мониторинга и нанооборудование в биомедицине – возможно, просто детекторы молекул, а может быть и искусственные мембраны для легких.

- А кто работает с вами над наноразработками?

- В 2001 году был создан Национальный центр исследования и тестирования материалов, в который вошли самые сильные студенты кафедры микроэлектроники Технического университета Молдовы. Сегодня эти ребята участвуют в национальных и международных проектах. Один из них, Вячеслав Попа, в свои неполные 30 лет признан специалистом международного класса. Блестяще защитил докторскую диссертацию, хорошо показал себя на стажировке в Мичиганском университете, выиграл стипендию имени Александра фон Гумбольдта и сейчас выполняет нанопроект в Техническом университете Дармштадта в Германии.

- Не жалеете, что бывшие студенты разлетелись по разным странам?

- Знаете, когда ребята уезжают, но не бросают науку, не подрабатывают где-нибудь на рынке, а «пускают корни», становятся специалистами мирового класса, профессорами – они приносят существенную пользу Молдове, даже оставшись в чужой стране навсегда. Например, один мой бывший студент преподает сегодня в Брикстонском университете. Мы рады, что ему удалось закрепиться в Великобритании, потому что сейчас он для нас опора.

Говорю со всей ответственностью, что у нас есть толковые ребята. Но для того, чтобы они не покидали страну, необходимо им создать хотя бы минимальные условия для работы и жизни. На чистом энтузиазме долго не протянешь – нужно кормить семью.

- А кто спонсирует ваши исследования?

- Финансирование мы получаем по государственной программе «Нанотехнологии и наноматериалы». Большую роль в наших исследованиях играют и иностранные гранты, поскольку они требуют очень сильной технологической инфраструктуры и приборов стоимостью в сотни тысяч евро. Гранты создают условия для того, чтобы уровень науки соответствовал европейскому. Ведь если страна изолируется, сразу закрываются возможности для ее развития.

Нам удалось выиграть гранты на 300 тыс. долларов из США и на 500 тыс. евро из Европы. Эти деньги были вложены в закупку хорошего оборудования, которое помогает привлечь студентов – когда они приходят в лабораторию и видят уникальный для Молдовы атомный силовой микроскоп, у них загораются глаза.

Сейчас ведутся переговоры с Европейской комиссией об ассоциированном членстве Молдовы в Седьмой рамочной программе ЕС по исследованиям и развитию (программа Евросоюза по финансированию научных исследований на 2007-2013 гг. – прим. «МВ»). Благодаря этой программе Молдова сможет пользоваться общим фондом, который формируется за счет сборов стран-членов программы.

Деньги по конкурсу достаются сильнейшим исследовательским группам. Важно создать критическую массу проектов, потому что по статистике Европа финансирует только два проекта из десяти. Если Молдова посылает семь проектов, согласно законам статистики, у нас практически нет шансов. А если мы отправим на конкурс 50 проектов, значит пройдут пять, если 100 – выиграют десять! Сегодня же это просто отдельные вспышки.

- И все-таки, зачем такие расходы? Разве у нас сегодня нет более насущных проблем?

- Без технологий нет будущего. Давайте посмотрим прагматически: из десяти миллиграммов материала можно создать миллион приборов. Для нашей страны это исключительно важно, ведь у нас очень мало природных ресурсов и совсем нет традиционных источников энергии. Нанотехнологии - это реальный выход для Молдовы. Япония или Южная Корея, к примеру, поднялись за счет использования технологий и высокой подготовки кадров. Конечно, были и инвестиции. Их использовали для создания университетов, подготовки высококлассных специалистов, создавали технологическую инфраструктуру.

В советские времена Молдова была хай-тек регионом с сильно развитой отраслью микроэлектроники – один завод «Мезон» чего стоил. С исчезновением СССР условия изменились – исчез массовый потребитель. Но сегодня в этих новых условиях образуется новая инфраструктура. У нас есть мозги и это наш шанс. Даже по результатам международных олимпиад маленькая Молдова все время выделяется бронзовыми, серебряными и золотыми медалями. Надо это использовать.

- Получается, Молдове не предначертано быть аграрной страной?

- Понимаете, некоторое время можно продвигать на рынок кому-то еще нужную, но уже относительно устаревшую вещь. Но какая в этом перспектива? Сельское хозяйство может нас накормить. Но если делать упор только на нем, тогда перспектив создать процветающее общество нет. Основа должна быть в технологиях. Мир изменяется. Можно было бы развивать производство, но сегодня для Молдовы это непосильная задача.
Отредактировано: TEMIR - 09 фев 2011 01:26:50
  • +0.21 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Мухо ( Слушатель )
09 фев 2011 21:33:38

большая часть предприятий находится в Приднестровье. хорошо бы им поменять политический курс, разогнать эту шушеру дерьмократическую и начать РАБОТАТЬ. предприятий - тьма, правда большинство ещё в конце 90х было скуплено российскими предпринимателями.
а землю нынче немцы скупают.


я из этого числа  :) правда, что-то не помню, чтобы из Кишингтона был кто-то. в основном Бендеры и Тирасполь.
а мой однокашник, который меня обогнал на олимпиаде по физике, сейчас в Молдове сидит на грядке да курей разводит.  :( очень толковый парень, эх.

в общем, Молдове, чтобы хоть как-то начать поднимать промышленность и технологии, нужно мирно и красиво решить вопрос с ПМР. и в данном случае, я бы на их месте попросился бы в состав Приднестровья  :D
  • +0.29 / 6
  • АУ
 
 
  Vladislav ( Практикант )
10 фев 2011 00:23:29

В Кишиневе есть несколько очень приличных лицеев(12летние школы, чтоб было понятнее), дети из которых неплохо выступают на международных олимпиадах. Просто Бендеры с Тирасполем, наверно, выбирают другие олимпиады.
А вот дальше по цепочке вузы→производство — полная ж…а. Думаю и в Приднестровье ситуация такая же.
ЗЫ Молдавская академия и её академики — это атрибут государственности, ну типа роты почетного караула.
  • +0.49 / 4
  • АУ