Большой передел мира
260,995,524 514,983
 

  kuzuk ( Слушатель )
04 мар 2011 00:20:22

Тред №306338

новая дискуссия Дискуссия  64

Гардиан любопытной статьёй разродилась.
http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/intervenciya_v_livii_pogubit_arabskuyu_revolyuciyu/

ЦитатаИнтервенция в Ливии погубит арабскую революцию
Военная акция Запада против Каддафи может привести к разрастанию конфликта и подорвать позиции демократического движения.

Можно подумать, кровавая бойня в Ираке и Афганистане приснилась нам в кошмарном сне. Либеральные интервенционисты снова на арене. Сегодня, когда восстание и попытки его подавить раскололи Ливию надвое, а число жертв постоянно растет, мы вновь с содроганием слышим старый боевой клич Буша и Блэра.

Те самые западные лидеры, что еще три недели назад с удовольствием обделывали делишки с режимом Каддафи и вооружали его, теперь бросили диктатора в беде, обложили его санкциями и требуют передать дело полковника Международному уголовному суду (который Вашингтон, кстати, не признает).

Пока американские и британские политики все активнее обсуждают установление над ливийской территорией зоны, запретной для полетов, в Средиземное море уже направляются американские боевые корабли, в стране очень вовремя обнаружили склад химического оружия, в контролируемых повстанцами районах действуют западные спецназовцы, а Италия денонсировала договор о ненападении с Триполи. Полномасштабная западная интервенция в еще одной арабской стране представляется вполне вероятной.

Дальше всех зашел Дэвид Кэмерон, подзуживаемый своими помощниками-неоконсерваторами. Едва вернувшись из турне по странам Персидского залива, – он пытался договориться о продаже тамошним деспотам британского оружия – наш премьер с энтузиазмом заговорил о необходимости вооружить повстанцев и дал задний ход, лишь осознав, что бежит впереди паровоза (вашингтонского).

Впрочем, ни осторожность администрации Обамы, ни оппозиция такому шагу в Совете Безопасности ООН не означают, что опасность военной акции Запада против Ливии не следует воспринимать всерьез. В отличие от других стран региона, там речь идет уже не о противостоянии силовых структур и демонстрантов, а о расколе в рядах самого режима и армии; немалая часть территории страны находится под контролем вооруженной оппозиции.

Поскольку полковник Каддафи и его сторонники явно не собираются уступать, наиболее вероятным вариантом представляется эскалация конфликта, а это создает массу предлогов для внешнего вмешательства: от гуманитарного кризиса до угрозы срыва нефтяных поставок.

Однако любая подобная интервенция может обернуться катастрофой и стать «ударом в спину» революционному процессу, охватившему арабский мир. Американские и британские политики заявляют: военная акция необходима, поскольку Каддафи «истребляет собственный народ». Счет жертвам, несомненно, идет на сотни, но трудно поверить, что именно в этом заключается главный мотив для вмешательства. В частности,  от рук мубараковских спецслужб за две недели погибло до 300 египтян, но Вашингтон поначалу лишь призывал «обе стороны к сдержанности». В Ираке пятидесятитысячный оккупационный контингент США защищает своими штыками правительство, по приказу которого в минувшую пятницу было убито 29 мирных демонстрантов, требовавших реформ. В Бахрейне, где базируется Пятый флот США, правящий режим не первую неделю расстреливает и травит слезоточивым газом протестующих, используя военное снаряжение, поставленное Британией.

«Обязанность защищать» людей от геноцида со стороны собственных властей, о которой говорят те, кто призывает к интервенции в Ливии, реализуется столь избирательно, что даже слово «лицемерие» здесь кажется слишком мягким. А сама мысль о том, что международные организации должны предоставить полномочия по пресечению кровопролития государствам, ответственным за гибель сотен тысяч людей в результате абсолютно незаконных войн, вторжений и оккупаций последнего десятилетия, а также за массовое заточение людей без суда, пытки и похищения, выглядит просто кощунственной. В свете этого заявление Уильяма Хейга (William Hague), что для ливийского режима, если он совершил преступления и зверства, «придет час расплаты», представляется верхом бесстыдства.

На самом деле, из-за восстаний в арабских странах и возможности утверждения там народоправства западные державы, десятилетиями поддерживавшие диктаторов-клептократов на Ближнем Востоке, столкнулись с перспективой утраты влияния в этом стратегически важном регионе. И, очевидно, они пытаются «оседлать» революционный процесс там, где это возможно, и свести его к косметическим реформам, позволяющим им сохранить контроль над Ближним Востоком.

В Ливии дезинтеграция правящего режима создает для них особенно благоприятные возможности. Кроме того, в отличие от Туниса и Египта, эта страна обладает крупнейшими в Африке запасами нефти, что повышает ее стратегическое значение. Наконец, режим Каддафи сильно изменился по сравнению с теми временами, когда он брал под контроль нефтяную промышленность страны, изгонял из Ливии иностранные военные базы и финансировал Африканский Национальный Конгресс (кстати, тогда США и Британия называли Нельсона Манделу террористом). С тех пор он проявил себя не только репрессиями, коррупцией и пренебрежением к собственному народу, но и тем, что преклонил колени перед Западом, - удостоившись за это похвал со стороны Тони Блэра и его друзей – отказался от прежних союзников и ядерных амбиций, а также предложил пакеты в приватизируемых предприятиях и выгодные контракты западным банкам, военно-промышленному комплексу и нефтяным компаниям вроде BP.

Теперь, когда другие государства могут выпасть из имперской «обоймы» Запада,  перспектива крушения этого режима дает шанс на непосредственное вмешательство в Ливии – западные разведки давно уже проникли в ряд тамошних оппозиционных организаций.

Однако из исторического опыта ливийцы не понаслышке знают, что такое иностранная оккупация и как ей сопротивляться: так, итальянское колониальное правление унесло жизни трети населения страны. Тех, кто призывает к военной акции в Ливии, явно не волнует тот факт, что в арабском мире главной причиной проблем региона считают именно иностранные интервенции, оккупацию и поддержку диктаторов. С требованиями демократических свобод неразрывно связано стремление арабов к независимости и возможности самостоятельно определять свою судьбу. Об этом наглядно свидетельствует реакция в самой Ливии на угрозу внешнего вмешательства. В частности, один из лидеров повстанцев в Бенгази – генерал Ахмад Гатрони – заявил на этой неделе: «Пусть Вашингтон занимается собственным народом, а мы уж сами о себе позаботимся».

Для создания зоны, запретной для полетов – эту идею поддерживают некоторые оппозиционеры – потребуется нейтрализовать военными средствами ливийскую ПВО, и даже в случае успеха, как показывает опыт Ирака, это вряд ли помешает режиму использовать вертолеты и проводить наземные операции. Подобные действия могут привести к расширению вооруженного конфликта и укрепить позиции Каддафи, восстановив его репутацию борца против империализма. Военная интервенция несет в себе угрозу не только для Ливии и ее народа, но и для органичного демократического движения в регионе, которое может попасть под контроль внешних сил.

Во вторник поддерживаемый США президент Йемена Абдалла Салех, также столкнувшийся с массовыми народными выступлениями, заявил, что развернувшееся в регионе движение протеста «управляется Тель-Авивом и находится под надзором Вашингтона». Сегодня эти слова легко расценить как бред. Но если США и Британия начнут вооружать ливийскую оппозицию, они уже не покажутся столь абсурдными. Арабскую революцию могут осуществить только арабы – иначе она не будет революцией.


АУ на усмотрение администрации
  • +2.27 / 22
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!