На рынке агрессивно скупают долговые бумаги России
Российские облигации продолжают удивлять инвесторов темпами снижения своей доходности. Долговой рынок не отреагировал даже на повышение Центробанком ставки рефинансирования.
Особенно ярко тенденцию падения доходности (соответственно, роста цены) демонстрируют российские суверенные еврооблигации. «Доходность индикативного евробонда RUS’30 упала до 4,6%, а спрэд (разница в цене) к американским казначейским облигациям UST сузился до 102 базисных пунктов — это минимальное значение с апреля 2010 года, то есть с момента размещения еврооблигаций России. До кризиса такие уровни наблюдались с предыдущими выпусками российских бондов лишь в октябре 2007 года», — говорит аналитик Банка Москвы Егор Федоров. Корпоративные еврооблигации также активно растут в цене, и среди этих бумаг лидирует нефтяной сектор. Правда, Егор Федоров отмечает, что сближение цен между российскими и американскими облигациями произошло на фоне резкого роста доходностей UST.
«Цена на UST росла, так как в мире неспокойно из-за обстановки в Северной Африке, а в такой ситуации цена на американские активы всегда растет. В ситуации же с российскими евробондами на руку нашей стране играет тот фактор, что неспокойная обстановка в Африке ведет к росту цен на нефть, что, в свою очередь, повышает стоимость российских активов», — считает начальник аналитического управления ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко.
Впрочем, уверенно говорить о том, что скачок цен на нефть из-за политической ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке превратился в тенденцию, нельзя, считает первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев. «Мы пока не знаем, скачок цен на нефть — это эпизод или уже тенденция», — сказал он РИА «Новости» в кулуарах международного симпозиума, организованного Банком Франции.
По словам Манаенко, в последние несколько дней на рынке российские еврооблигации скупали очень активно. «Причем оценить объем купленных бумаг нельзя, так как рынок евробондов полностью внебиржевой, и сделки с этими бумагами проходят кулуарно. Но с уверенностью можно сказать одно: цена на наши бумаги очень выросла. Значит, в свободном обращении их нет, они все разложены по портфелям инвесторов», — говорит Манаенко.
Правда, он говорит, что сейчас котировки на покупку облигаций RUS’30 находятся на уровне 116% от номинала, а в ноябре прошлого года этот показатель составлял 122%. «То есть были в прошлом году времена, когда российский суверенный долг был дороже, чем сегодня», — отмечает Манаенко.
Любое изменение отношения инвесторов к активам развивающихся рынков, к которым относится и Россия, может отрицательно сказаться на стоимости и российских бумаг, говорит Егор Федоров. Он отмечает, что наши евробонды уже начали лишаться поддержки со стороны нефтяного сектора: цены на углеводороды остановили рост в ответ на информацию о возможном разрешении ливийского вопроса по мирному сценарию — по плану Уго Чавеса. «Конечно, до окончательного разрешения основных конфликтов в этом регионе далеко, но нельзя исключать, что цены на нефть все-таки снизятся, а с ними и цены на российские бумаги. И это не стоит сбрасывать со счетов», — отмечает аналитик.
Иван Манаенко говорит, что пока о снижении интереса к российским активам речь не идет. «Еще более интересна ситуация на внутреннем рынке, где активно скупаются все российские облигации, причем как на вторичном рынке, так и при первичных размещениях. На «первичке» бумаги вообще рвут из рук — тут происходит и переподписка на еще не размещенные выпуски, и снижение ставки купона по два раза перед размещением. Все эти действия эмитентов явно ухудшают положение инвесторов, но бумаги все равно берут, потому что у финансистов сейчас денег много. В ситуации же сегодняшнего нестабильного рынка лишь вложения в облигации оказываются единственно безрисковыми», — считает аналитик. При этом он отмечает, что даже повышение ставки рефинансирования ЦБ никак не сказалось на аппетитах наших инвесторов. «Даже понимая, что если ЦБ поднял ставку, хотя бы и всего на четверть процента, то это приведет к росту всех ставок на рынке, глобальная скупка долговых бумаг продолжается», — говорит Манаенко.
http://www.bfm.ru/ar….html#text