Большой передел мира
261,018,449 515,029
 

  стратиг ( Слушатель )
13 мар 2011 09:40:59

Тред №308189

новая дискуссия Дискуссия  60

Интересная статья выложена на сайте Института ближнего востока.

Ливия в огне: мятеж или революция?

А.А.Волович

Для многих аналитиков возникшая в Ливии ситуация, которая по всем признакам попадает под определение «гражданская война», стала неожиданностью. Не является исключением и автор этих строк, которому в начале 80-х пришлось 4 года служить в Ливии в качестве военного переводчика, а в конце 80-х защитить кандидатскую диссертацию по американо-ливийской конфронтации. Несмотря на то, что в соседних с Ливией Тунисе и Египте произошли перевороты, приведшие к отставке президентов этих стран, мало кто мог предположить, что нечто подобное может произойти и в Ливии, хотя бы потому, что социально-экономическая ситуация в этой стране значительно лучше, чем в других арабских странах Северной Африки.

Даже оппоненты Каддафи признают, что он немало сделал для ливийского народа. По данным ИНАПРО за 2008 год, по доле ВВП (88,86 млрд. долл.) на душу населения Ливия занимает первое место среди пяти арабских стран Северной Африки - 14.4 тыс. долл., что соответствует показателю России и в два раза больше чем в Украине. Средняя зарплата в Ливии составляет - 1 тыс. долл. Разовое пособие на рождение ребенка составляет 5 тыс. евро. Медицина и образование – бесплатные. Каддафи ликвидировал неграмотность, уравнял в правах мужчин и женщин. Впервые в мире в Ливии было открыто военное училище исключительно для женщин. Государство оплачивает образование за рубежом одному юноше или девушке в каждой семье.

Сегодня каждая ливийская семья имеет право на практически бесплатно предоставляемое государством жильё. Газ для бытовых нужд и топливо на заправках предоставляется населению по субсидируемым государством очень низким ценам. Средняя продолжительность жизни ливийцев составляет 77,47 лет (женщины - 79,88, мужчины - 75,18), что практически столько же, сколько в среднем по странам Западной Европы.

К середине 70-х гг. в Ливии не осталось бедных, бездомных и безработных. И сегодня в Ливии нет значительного социального расслоения, здесь нет олигархов, влияющих на политику власти. Ещё в 70-е годы нефтяные месторождения из государственной собственности были переданы в собственность граждан Ливии. В настоящее время многие ливийцы не только получают отчисления от продажи нефти, как это делается в Норвегии и Саудовской Аравии, но и владеют месторождениями.

Ситуация в Ливии может послужить иллюстрацией к законам революционного развития, которые еще в средине ХІХ-го века сформулировал французский мыслить Алексис де Токвиль. Суть одного из этих законов заключается в том, что «с увеличением уровня благосостояния резко возрастает и уровень социальных притязаний». То есть, революция происходит не только в случае, когда ухудшаются материальные условия жизни населения, но и когда они достаточно высокие. Иными словами, чем больше граждане имеют материальных благ, тем больше они хотят обретения полной свободы и широких гражданских прав. Однако за какие права сегодня борется с оружием в руках ливийская оппозиция, если она лишает своих оппонентов права на жизнь?


ПРИЧИНЫ МЯТЕЖА.

На наш взгляд, Ливия стала объектом всеобщей «революционной эпидемии», охватившей многие арабские страны, включая и такие благополучные в социальном отношении как Бахрейн, Кувейт и Оман. Очевидно, это связано с психологическими, ментальными и эмоциональными особенностями арабской нации. Главной особенностью арабских революций, в том числе ливийской, является разрушение страха перед господствующими режимами, страха, который в течение столь длительного времени парализовал сопротивление этим режимам. Как нам представляется, одной из причин взрыва массового недовольства является стагнация большинства арабских режимов, вызванная многолетним пребыванием у власти одних и тех же правящих кланов и элит, что не позволяет проводить полноценные политические и экономические реформы.

На протяжении 42 лет пребывания у власти Каддафи пережил не один десяток попыток государственных переворотов и покушений на его жизнь. Движущими мотивами заговорщиков являлись, главным образом, честолюбивые устремления, личные амбиции, ущемленное тщеславие и стремление к власти. В значительной степени эти мотивы выступления оппозиции действуют и сегодня. В отличие от соседних Туниса и Египта, вооруженное противостояние в Ливии между приверженцами М. Каддафи и оппозицией приобретает угрожающие масштабы, грозящее превратиться в длительную гражданскую войну.

В отличие от Туниса и Египта, где после отставки президентов Бен Али и Хосни Мубарака у власти все же остались правящие при них группировки с некоторыми элементами перетасовки политических фигур, в Ливии же, в случае победы оппозиции, никто из окружения М. Каддафи у власти не останется. На смену Джамахирии может вернуться монархия или будет создано либеральное прозападное государство. Не исключено и создание теократического государства по иранскому образцу. Этим как раз и объясняется жестокий и бескомпромиссный характер противостояния между властью и оппозицией на грани гражданской войны. Если в Тунисе и Египте все скорее всего закончится «косметическим ремонтом» существующей политической системы в этих государствах, то в Ливии она будет радикально изменена. Этим собственно и отличаются дворцовые перевороты в Тунисе и Египте, пусть даже при массовом участии населения, от действительно революционной или контрреволюционной ситуации в Ливии, грозящей полностью изменить существующий «джамахирийский» государственный строй.

Если в Тунисе и Египте главной причиной народного бунта были социальные проблемы и ужасающая бедность (особенно в Египте) подавляющей части населения, то в Ливии мы наблюдаем в основном вооруженную борьбу за власть под прикрытием лозунгов борьбы за свободу и демократию. Несмотря на потоки дезинформации, очевидно уже все убедились в том, что с самого начала мятежа 16 февраля немногочисленная оппозиция повела себя весьма агрессивно, захватывая склады с оружием, поджигая административные здания, полицейские участки и убивая темнокожих солдат ливийских вооруженных сил, называя их африканскими наемниками. В этой ситуации руководство Ливии вынуждено было применить силу против участников вооруженного путча.

С самого начала противостояние власти и оппозиции в Ливии стало бескомпромиссным и переросло в конфронтацию и гражданскую войну. Требование реформ трансформировалось в требование свержения режима Каддафи. Ливийские мятежники достаточно условно могут называться оппозицией, поскольку как правило всякая оппозиция сохраняет возможность диалога и сотрудничества с властью. Ливийские мятежники отвергли неоднократные предложения Каддафи о переговорах поскольку они стремятся уничтожить существующую власть и занять её место. Почему? На каком основании? Чем новая власть может быть лучше нынешней? Что остается делать сторонникам существующего на протяжении последних 40 лет государственного строя в Ливии? Остается одно: защищать свою власть, которой они доверяют.

На наш взгляд, нынешнее противостояние в Ливии имеет еще и идеологическую подоплеку. Установленный 34 года назад в Ливии «джамахирийский строй» (власть народа), предполагающий привлечение широких слоев населения к управлению страной через народные конгрессы, народные и революционные комитеты является препятствием на пути к власти как прозападных либералов, так и исламистов. Официальной идеологической основой «джамахирийского строя» стала разработанная Каддафи еще в 70-е годы «третья мировая теория», изложенная им в «Зеленой книге», которая вытеснила в Ливии все остальные идеологии - исламистскую, марксистскую, либеральную и другие.

Однако на протяжении последних 30 лет постулаты «третьей мировой теории» практически остаются неизменной и в значительной степени умозрительной догмой, не всегда отвечающей реалиям быстроменяющегося глобализованного мира. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что кроме небольшой по объему «Зеленой книги», ежегодно в Ливии издаются сборники речей и выступлений Каддафи, как правило, объемом в 800 - 1000 страниц, в которых он углубляет и развивает различные аспекты своей теории. Тем не менее, часть интеллектуальной ливийской элиты, получившей образование на Западе, очевидно, не разделяет идеи Каддафи и мечтает об установлении в Ливии политической системы, базирующейся на западных демократических ценностях. Однако вопрос о том, какая идеология - либеральная, исламистская или джамахирийская - больше отвечает уровню развития ливийского общества, которое до сих пор состоит из различных кланов и племен, - это отдельная тема. Как бы там ни было, «третья мировая теория» Каддафи - достаточно оригинальное идеологическое учение, интерес к которому проявляется во многих странах мира, где ежегодно проводятся десятки международных конференций и защищаются сотни диссертаций по изучению различных аспектов этой теории. На наш взгляд, если ситуация в Ливии будет стабилизирована, то у Каддафи появится возможность внести соответствующие поправки в проект развития «джамахирийского государства» с целью повышения его жизнеспособности после нынешних самых драматических социальных и политических потрясений в истории Ливийской Джамахирии.
  • +1.55 / 21
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!