Вслед за Японией ученые прогнозируют небольшое землетрясение в Москве. По данным специалистов, сила подземных толчков может составить 5 баллов по шкале Рихтера. Дело в том, что Земля сейчас вошла в фазу повышенной сейсмической активности, поэтому такие события и возможны. На прямой связи со студией «Вестей ФМ» заместитель директора Института физики земли им. Шмидта Евгений Рогожин.
Рогожин: Ни о какой шкале Рихтера никто не говорит, идет речь просто о баллах по макросейсмической шкале. По шкале Рихтера 5 — это очень большое событие. Такого в Москве не будет, это здесь просто невозможно. Что здесь возможно на самом деле? Собственно, ощутимые землетрясения в Москве, в Московском регионе, в центральной России отсутствуют. А вот имеются сотрясения, которые доходят от дальних землетрясений, из зоны Карпат, это в районе Бухареста, Румыния. Там время от времени происходят сильные глубокие землетрясения, которые ощущаются в Москве, как раз с интенсивностью где-то 3–4–5 баллов.
«Вести ФМ»: А по шкале Рихтера это сколько будет?
Рогожин: По шкале Рихтера то, что в Румынии, — это примерно магнитуда 7–5, 7,7, до 8.
«Вести ФМ»: А то, что дойдет до Москвы, по шкале Рихтера можно измерить?
Рогожин: В Москве никакой шкалы Рихтера нет. Здесь нет никакой шкалы Рихтера. По шкале Рихтера, если вы хотите, магнитуда где-то будет 3–3,5, местное землетрясение. Я же сказал, они здесь не ощутимы. Здесь, местные. А вот от удаленных мы здесь имеем сотрясение. Сотрясение последнее, которое ощущалось в Москве, которое напугало население, было в 1977 году. Это было землетрясение в зоне Вранча, в районе Карпат, оно глубокое было, примерно 140 километров глубиной был очаг. И вот эти волны дошли до Москвы. Были ощущения не очень приятные, особенно на верхних этажах, раскачивались люстры, открывались двери, потрескивала мебель, что-то там сдвинулось даже. Люди напугались. Многие выбежали на улицу. Но ни разрушений, ни жертв в связи с этим землетрясением не было.
«Вести ФМ»: То есть никакой опасности, даже если это землетрясение и будет, для жителей Москвы не представляет?
Рогожин: Я не хотел бы говорить вот так определенно. С 1977 года Москва сильно изменилась. У нас построено много высокоэтажных зданий. И вот эти высокоэтажные здания из-за колебания от землетрясений из Карпат могут повести себя непредсказуемо. Мы не знаем, как они раскачаются, не попадут ли они в резонанс, понимаете? Это слабые сотрясения, но зато они длиннопериодные. Московское правительство было озабочено в прежние годы, некоторые исследования были проведены в 2007–2008 годах, которые потом прекратились из-за недостатка финансирования.
«Вести ФМ»: Когда это возможно?
Рогожин: Землетрясения, которые ощущаются в Москве, происходят с периодичностью примерно раз в 30–50 лет. Последнее такое ощутимое было в 1977 году.