Среднеазиатский капкан. Киргизия и др.
665,878 2,540
 

  demabas ( Слушатель )
01 апр 2011 14:29:43

Тред №313473

новая дискуссия Дискуссия  62

R a f. ОДИНАКОВО РАЗНЫЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ И НЕВОЗМОЖНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЮРОК)
Что-то у нас, тюрков, ненаучное творится с набором хромосом, характерным для той или иной расы. У некоторых суперэтносов с этими гаплогруппами, всякими R и Q, все в порядке: вот этот их наборчик свидетельствует, что их обладатель германец, а вот этот - что славянин. А тюркские народы - генетически разные, хоть и говорят на похожих (иногда весьма отдаленно) языках и наречиях. Впрочем, без пробирок и компьютеров видно, что турки сильно отличаются от якутов, а польско-литовские татары от мончаков.

Везде, но не вместе

Может быть, эта неопределенность к лучшему. Одно дело - существовать схематическим набором генов, словно извлеченным с ячейки пыльного стеллажа. Другое - быть генетическим пасьянсом, в котором ни один профессор в очках-велосипедах с ходу не разберется. Дальше от схем - ближе к Богу.
Древние тюрки - этнос, начавший формироваться на территории Алтая и в степях Азии задолго до Р. Х., земледельцы и кочевники, научившиеся добывать и хорошо обрабатывать железо. Благодаря умелому и бескомпромиссному применению этого железа тюрки расселились весьма широко, но, мягко говоря, клочковато, ассимилировав другие народы Евразии. Теперь эти автохтонные этносы только родство языков и первоначальная культурная память способны хоть как-то объединять. Хотя большинство тюрков являются мусульманами, религия - любая - не может рассматриваться в качестве объединительного национального признака.
Самое большое политическое образование тюрков - Золотая Орда - просуществовало как суверенное государство около двухсот лет. Потом каждый тюркский народ вновь пошел по отдельному извилистому пути. Ни одна из «пост-ордынских» метаморфоз не дала какого-то долговременного итога. Стабильным - на века - государственное обустройство ни одного из тюркских народов пока еще не было.
Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства пали в войнах. Империя Тамерлана распалась изнутри в момент его смерти. Сельджуки сначала наращивали, а затем отдавали обширные территории, в итоге превратившись в компактное светское государство, потеряв по дороге к нему два этнонима. Национальные образования Великой Степи и государства Турана - кто добровольно, а кто опять-таки в результате войн - вошли в состав Российской империи и через много лет получили суверенитет как результат распада уже другой империи - СССР. В Восточном Туркестане идут поиски политической самоидентификации. Тюркские народы с непростыми судьбами есть на Кавказе, в Афганистане, Иране, Ираке и Сирии, в Болгарии, Греции, Индии. Существуют десятки иных территориальных, культурных, социальных и политических подробностей текущего времени, связанных с тюрками.
Впрочем, некоторыми учениями - я бы их назвал, мягко говоря, фантастическими гипотезами - тюркские народы (почему-то в светлом прошлом обязательно высокие, блондинистые и голубоглазые) представляются как единое геополитическое и этнокультурное целое. По факту это не так. И давняя, и новейшая история этому романтическому взгляду прямо противоречат. Но не будем говорить о межтюркских конфликтных ситуациях наших дней. Не потому что это неприятно, а потому, что они еще не могут быть объективно оценены. Поговорим о попытках тюркского объединения в последние полтора века.


Дружить против…


В середине XIX века крымский татарин - общественный деятель, просветитель и публицист - Исмаил Гаспринский выдвинул идею политической и культурной консолидации всех тюркских народов. Эта идея, названная впоследствии пантюркизмом, получила отклик у самих крымских татар, а также у татар волжских, турок, азербайджанцев. Но не в массах, а среди интеллигенции, тогда еще малочисленной. Идея пантюркизма - как альтернатива вестернизации и исламизации тюркских народов, как аналог панславизма, пангерманизма и панарабизма - просуществовавшая век ни шатко, ни валко, приобрела второе дыхание с распадом СССР. Дыхание это, впрочем, сейчас как-то ощущается только в Турции и Азербайджане. Также Гаспринский путем очищения упрощённой формы тогдашнего турецкого языка от персидских и арабских заимствований попытался создать единый язык всех тюркских народов мира. Идеи этого проекта Гаспринского легли в основу современного турецкого языка, сменившего османский при Ататюрке. Но ничего более масштабного - по настоящее время - из филологическо-геополитического замысла не получилось. Так же как не получилось из пангерманизма и панславизма, хотя часть крови, пролитой на полях обеих мировых и нескольких локальных войн, пролилась под этими идеологическими знаменами.
Несмотря на исторические неудачи, попытки объединения суперэтносов в какие-либо политические союзы предпринимаются до сих пор. Славянская идея формализована в Союзном государстве Белоруссии и России. Впрочем, в реальном существовании этого государства не сомневается только его Исполком с правом совещательного голоса в структурах, которые за 15 лет так и не заработали. О каком-либо формальном объединении германских народов - установлении особых отношений, например, между Германией и Великобританией - после Второй мировой как-то даже заикаться не принято. К тому же идея Европейского Союза прямо отвергает любую этническую составляющую как объединительный фактор. Созданная в 1958 г. Объединенная Арабская Республика (ОАР), в которую вошли Египет, Сирия и Северный Йемен, также просуществовала недолго. Справедливости ради надо заметить, что межарабское единство все-таки самое прочное и дееспособное в мире. Богатые арабские государства помогают бедным. Решения Лиги арабских государств обязательны для тех стран, кто под этими решениями подписался. Но, как показывают нынешние события, единства и согласия, хотя бы внешнего, нет и в арабском мире.
Причина неудач пантюркизма - как пангерманизма и панславизма - вполне очевидна. Практика, в которой непосредственно проявляется, не может не проявляться человеческая природа, всегда противоречит теории. Это противоречие легко выявить и показать на модели - реальном взаимодействии двух подростковых банд. Они могут добровольно объединиться для противостояния третьей банде. Но как только отпор или нападение совершены, встает вопрос, как будут определяться дальнейшие действия, кто получит какие-либо единовластные полномочия: ваш или наш пацан. На этой богатой теме добровольное объединение банд автоматически прекращается. Начинается разбегание или объединение не добровольное, которое уже и называется по-другому. Сравнение государств, их политических руководств с подростковыми бандами большой натяжкой не представляется. Достаточно включить новости, чтобы убедиться: миром правят весьма простые чувства и интересы. Сказал же Андре Мальро: взрослых - не существует.
Пример политического объединения тюрков, вызванного не столько нравственными и интеллектуальными устремлениями, сколько конкретными обстоятельствами дает Туркестанская (Кокандская) автономия. Это непризнанное международным сообществом государство просуществовало с ноября 1917 по февраль 1918 гг. на части территорий современных государств - Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Опуская подробности его возникновения, внутренние противоречия, интриги, не касаясь имен и дальнейших судеб отдельных исторических персонажей, об этом политическом замысле можно сказать следующее. Во время катастрофы, распада Российской империи казахи и узбеки при участии всех остальных туркестанцев должны были взять судьбу края в свои руки. Хотя бы для того чтобы уцелеть в максимально возможном количестве, а после решать - как быть. Сделать это нужно было не только решительно, но и грамотно. Что и начало удаваться. Далее цитата. «Правительство Туркестанской автономии в январе объявило о намерении 20 марта 1918 года создать свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначается мусульманским депутатам, а одна треть — гарантирована представителям немусульманского населения». Такой парламент был способен сплотить большинство туркестанцев, независимо от их национальности, и стал бы опорой для мощного противодействия установлению власти большевиков. Или, как считала часть руководства, началом выгодного политического торга о будущем краевом устройстве. Советское руководство по-своему высоко оценило идею центральноазиатского парламентаризма. За месяц до даты выборов, пехота, артиллерия и карательные отряды большевиков повернули историю Туркестана совсем в ином направлении. В новой, социалистической жизни вопросы объединения народов решались на основе классовой теории.


Идейные вопросы


Межтюркские противоречия и интриги, проявившиеся при создании Туркестанской автономии, получили любопытное развитие в советское время. Например, в виде футбольной темы. Матчи «Кайрата» и «Пахтакора» по совсем нешуточному накалу страстей превосходили любые другие события в спортивной жизни двух центральноазиатских республик. Иная ревность (у них есть метро, у нас еще нет, зато наш театр по объему превосходит новое здание МХАТ, и т.п.) также имела место. Имеет и сейчас. Особенно в сфере большой политики. Но в быту - тоже.
И все же, обращаясь не к тому, что разъединяет, а к тому, что объединяет, где мы теперь? Где тюркская идея? В чем она? Это непростые вопросы. Однозначного ответа на них, похоже, не существует.
Замечательно, что по инициативе Нурсултана Назарбаева создана Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран, целью которой является создание парламентского объединения между странами-участницами, обмен опытом, осуществление совместных проектов в экологии, культуре, образовании, социальной сфере, содействие укреплению региональной и глобальной безопасности. По его же инициативе созданы Совет старейшин и Тюркская академия.
Но что тюрки могут предложить миру, чего не могут ему предложить другие этносы? (В чем китайская идея заключена, к примеру, сразу понятно). Те, кто желает реального наднационального объединения тюрков, должны найти ответ именно на этот вопрос.
Мне в этой связи вспоминается общая для тюрков легенда о Коркыте (Коркуте, Горгуте, Горгуде). Он всю жизнь бегал от смерти, но, разумеется, так и не убежал. Итогом его постоянных мыслей о сем неизбежном обстоятельстве, или, как принято говорить, духовных поисков, стало изобретение прекрасных музыкальных инструментов и сочинение музыки. Еще он утверждал, что «как бы ни хотел человек, он не съест больше, чем может». Кстатическая мысль (неологизм изобретен Набоковым) для всех нас, и всех, кто нас окружает.
Возвращаясь к началу своих записок, замечу: со всеми своими гаплогруппами, этими R и Q, современные генетики, не знаю как, но все же не правы. Заглянув в словарь Брокгауза и Ефрона вековой давности, мы читаем:
«Более или менее чистый тюркский тип находят в центральной группе тюркских народов, в особенности у киргизов (т.е. у казахов - прим. авт.), кара-киргизов, узбеков и некоторых татар Европейской России. Тип этот характеризуется следующими признаками: рост выше среднего (1,67—1,68), голова весьма круглая, лицо удлиненное, овальное; глаза расположены горизонтально, без монгольской складки, но с характерным заворачиванием верхнего века по направлению к внутреннему углу глаза, почему щель кажется очень маленькой и напоминает глаз монгольский. Волосяной покров более развит, чем у монголов, не достигая пышности иранского; на лице волосы особенно обильны на губах и подбородке (клиновидная бородка), почти отсутствуют на щеках; скулы широкие, но менее выступающие, чем у монголов; губы толстые, нос прямой, достаточно высокий. В отличие от монголов заметна наклонность к тучности».
Что ж, как говорится, в человеке все должно быть прекрасно. Лишь заметная наклонность к тучности меня немного тревожит.

Источник: «МК в КАЗАХСТАНЕ»

http://www.dialog.kz…p;pub=2380
  • +0.16 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!