Мировой экономический кризис
53,348,137 93,600
 

  yory ( Слушатель )
08 апр 2011 12:04:05

Тред №315087

новая дискуссия Дискуссия  45

Не Грузия мешает России вступить в ВТО

Вступление России во Всемирную торговую организацию затягивается не только из-за позиции Грузии. Эксперты считают, что у правительства нет четкой стратегии. А бизнес опасается, что вступление в ВТО погубит отечественную промышленность


«Нас там просто разорвут»

Представителей отечественного бизнеса перспектива вступления в ВТО не радует. Вице-президент «Росптицсоюза», сенатор Сергей Лисовский уверен, что «никакой экономики в присоединении России к ВТО нет, это чистая политика».

При этом он пессимистично оценивает будущее российских производителей в рамках ВТО: «Нас там просто разорвут. У нас решения о господдержке того или иного сектора экономики принимаются годами, в то время как действовать нужно очень быстро. Наша система слишком неповоротлива, а чиновники не умеют эффективно работать. Да и чиновниками их назвать сложно — так, царедворцы ленивые», — сказал Лисовский.

В качестве примера неповоротливости бюрократической машины он напомнил: «Когда в 2008 году был кризис, и цена на пшеницу выросла в три раза в течение трех-четырех месяцев, ЕС в течение недели принял решение о дотациях своим фермерам. В течение следующей недели фермеры эти деньги получили. Мы же начали говорить об этом в октябре 2008 года, дотации в мизерном количестве, несопоставимом со странами ЕС, мы получили лишь через год — в декабре 2009». Он твердо убежден, что вступление в ВТО «будет концом всей нашей промышленности».

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, согласен, что экономических мотивов у России при вступлении в ВТО значительно меньше, чем политических. При этом эксперт отметил, что в России не ведется действенной просветительской работы в бизнес-среде. «Она в основном подменена рекламным шоу. У нас до сих пор нет массового издания для бизнесменов правил ВТО, соглашений с комментариями. Это нонсенс. Хотя, казалось бы, он должен быть на каждом прилавке. Для бизнеса, если мы действительно идем в ВТО, это не менее важная вещь, чем Уголовный кодекс», — посетовал Делягин.

Также эксперт отметил тот факт, что в России не ведется подготовка юристов и маркетологов должной квалификации, хотя «в ВТО главное — это механизмы ведения торговых споров».

«Это очень изощренный механизм. Вы можете иметь лучшее производство, минимальные издержки, но если вы не будете иметь юристов, маркетологов, то вы никому ничего не сможете продать. Это очень важная вещь. У нас везде говорится о тарифах, рисуются красивые картинки, а главное — это не тарифы, это правила ведения бизнеса, которые меняются кардинально. И для основной массы нашего бизнеса они неизвестны», — сказал Делягин.

Кто «душит» конкурентов

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что для того, чтобы российский рынок производителей был конкурентоспособным (а это необходимая составляющая в рамках существования в ВТО), необходимо развивать конкуренцию внутри страны. Это неминуемо будет способствовать повышению эффективности рынка. Сейчас же конкуренция находится на крайнем низком уровне.

«По большинству показателей в сфере конкуренции на внутреннем рынке Россия занимает место в конце первой сотни мировых стран и ниже. А если говорить о конкурентоспособности наших производителей, то мы и вовсе ни по одному показателю (например, доля импорта ВВП, доля иностранной собственности, действенность торговых барьеров) не входим в первую сотню, располагаясь лишь во второй», — сказал Николаев, уточнив, что таковы данные международных исследований. Он отметил, что иностранные инвесторы принимают решения, касаемые бизнеса в России, отталкиваясь именно от этой статистики.

Отвечая на вопрос, что же мешает развитию конкуренции, директор департамента стратегического анализа ФБК привел статистические данные, согласно которым более 50% дел, возбужденных в соответствии с законом о защите конкуренции, — дела в отношении органов власти.

«Если органы власти являются «душителем» конкуренции — значит, они в первую очередь и заинтересованы в этом. Значит, это в их интересах, чтобы из выделяемых средств на дело пускалась только часть, а остальная понятно куда, — заявил Николаев. — Помочь в данной ситуации может только административная реформа, причем не показная, а реальная».

Ведущий научный сотрудник Института торговой политики Алексей Портанский согласен, что в сфере конкуренции нужны системные преобразования, причем, прежде всего на политическом уровне.

«Но для того, чтобы заниматься развитием конкуренции, необходимо сначала допустить сам факт ее существования. А у нас во многих сферах ее просто нет, и именно из-за ее отсутствия происходят массовые хищения, в том числе и на государственном уровне», — уверен он. По словам Портанского, структуры, которые существуют в условиях жесткой конкуренции, просто не могут себе позволить, чтобы значительная часть средств предприятия «рассовывалась по карманам». «В таких условиях они просто не смогут существовать и будут нерентабельны», — подытожил эксперт.
  • +1.58 / 19
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!