Болгарский Перец
369,538 1,079
 

  Gweb ( Слушатель )
15 апр 2011 23:20:33

Тред №316954

новая дискуссия Дискуссия  113

Леонид Решетников: «Болгары никогда не предавали Россию!»
Беседа с директором Российского института стратегических исследований в День освобождения Болгарии от османского ига




Мы встретились с Л.П. Решетниковым, генерал-лейтенантом Службы внешней разведки запаса, в связи с многочисленными откликами читателей на беседу со Станкой Шоповой «Американцы строят военную базу, а Россия - нашу "Камчию"», недавно опубликованной в «Столетии». Станка Шопова - наш болгарский друг, год за годом она масштабно и талантливо трудится, преодолевая отдаление – культурное, ментальное, экономическое - между Россией и Болгарией. Отдавая должное Станке Шоповой и ее усилиям, большинство читателей, однако, высказалось в том смысле, что доверять «болгарским братушкам» ни в коем случае нельзя – предадут и ударят в спину.


Л.П. Решетников проработал на Балканах почти шестнадцать лет. Семь лет в Болгарии – сначала учился, затем защитил в Софийском университете диссертацию по истории, потом работал. Кроме того, он пять лет прожил в Югославии, три - в Греции, бывал в Хорватии, в Албании, в Румынии и в соседних с Балканами странах – Турции, Италии, Австрии… Леонид Решетников - признанный знаток сложнейшей балканской проблематики.

- Леонид Петрович, по поводу наших отношений с Болгарией есть два мнения.

Первое, распространенное сегодня: болгары обязаны нам своим освобождением от турецкого господства и установлением болгарской государственности. Но они, вместо благодарности, воевали против нас в обеих мировых войнах. А теперь, когда Россия ослабла и не может экономически поддерживать Болгарию, они тут же отвернулись от нас, вступили в НАТО. Болгары - предатели, потребители и народ, не имеющий понятий о долге и национальной чести.


Второе мнение не столь распространено: болгары воевали против России в обеих мировых войнах потому, что 130 лет тому назад, когда была установлена болгарская государственность, над ними, - по настоянию Бисмарка, - был поставлен царь–немец по происхождению. Естественно, когда возник вопрос, на чьей стороне воевать Болгарии, он решался вовсе не всеболгарским референдумом, а волей монарха-немца.

- Первое, что меня особенно задело в этих откликах на беседу со Станкой Шоповой, так это утверждение, что «болгары нанесли нам удар в спину» и «болгары нас предают».

Кто эти «мы», которых они предают? Кого предают болгары?

- Нас, русских, надо полагать.

- А сами русские разве не предали двадцать пять миллионов своих же русских – на Украине, в Казахстане, в Белоруссии и так далее, - лишив их российского гражданства и оставив за пределами родины, когда развалился Советский Союз?

- Но народ на референдуме высказался против развала Союза...

- Однако потом поддержал приход к власти разрушителей страны – пассивно или активно – это не так важно. В результате мы своих бросили! Так каких это «нас», какую Россию предали сегодня болгары?

Это Советский Союз и последующая Россия предали болгар. И чехов, и поляков… Там везде были наши друзья – в Болгарии, к слову, их было больше, чем где бы то ни было. А мы всех их предали. Сдали Хонеккера, сдали Живкова, который содержался под арестом и умер под арестом. Да, они были коммунистами, но это были наши друзья.

Те, кто теперь говорит о болгарском предательстве, должны помнить, что предатели, прежде всего, мы сами. И предали своих. И бросили всю Восточную Европу, мы от нее отказались.

Был русскими в XIX веке совершен подвиг – они пролили свою кровь ради освобождения братского единоверного народа - болгар. Это был подвиг всего народа: русского воинства, солдат, офицеров, подвиг дворянства, русского царя – это был уникальный в истории подвиг нашей страны.

Уверен, что критики сегодняшней Болгарии толком не знают этой истории, не знают вообще русской истории до Октября.

- Но русская история при большевиках вообще была во многом запрещенным знанием. Справедливо ли нам теперь так уж винить народ?

- Тогда не надо огульно винить другой народ, рассуждать о том какой он плохой, предательский. В этот момент не мешало бы посмотреть на самих себя и убедиться, что далеко не всегда, особенно в последние сто лет, мы были на высоте. Тем более это полезно делать, когда речь идёт об отношении к братскому славянскому народу.

- Мне приходилось в Софии, в писательских кругах слышать мнение, что болгары вовсе и не славяне...

- Эта «теория» вбрасывалась в сознание болгарского общества ещё во второй половине XIX века. Вбрасывалась Западом через германофильские круги. Цель понятна – оторвать болгар от славянства, от православия, а значит от России. В годы Второй мировой войны некоторые болгарские исследователи, поддерживаемые Берлином, пытались доказать арийское происхождение болгар. Как человек, проработавший в нашей разведке 33 года, с полной уверенностью могу сказать, что иностранные спецслужбы уделяют очень большое внимание историческим дисскусиям в странах, которые находятся в сфере их интересов и своими специфическими методами стремятся направить научные споры в нужное им направление.

А как историк, скажу: славяне, заселившие в первые века нашей эры Болгарию и Македонию, генетически единокровны славянам, жившим в Киевской Руси, – единый язык, семейные связи (на эти темы можно почитать труды академика Лихачева). Ведь когда татаро-монголы нас разбили, многие бежали именно в те края, так как там были свои. Сейчас в исторической науке есть довольно убедительная версия, что святая княгиня Ольга – из Плиски. Кстати, Плиска и Псков - это фонетически однородные названия. Славяне на Балканах растворили в себе автохтонное население полуострова, в частности фракийцев, а затем протоболгарскую орду, по которой славян стали называть болгарами. Но мало ли кого растворили в себе русские – половцев, печенегов, угро-финские племена, однако из-за этого мы, слава Богу, не перестали быть славянами.

Болгары наши наиболее близкие родственники. И этим объясняется особого рода любовь, которая нас с болгарами объединяет. Это любовь природная, органическая, генетическая.

Я помню, как меня, тогда фактически мальчишку, аспиранта, в любой болгарской деревне кидались целовать только потому, что я русский – я был просто потрясен родственным чувством, которое испытывают болгары к русскому человеку.

А в Греции один мой знакомый – голубоглазый, светлый, не очень похожий на грека – говорил, что его охватывает необъяснимое волнение, стоит ему услышать слова «русский» и «Россия». Потом я узнал, что район, откуда он родом, был заселен в пятом-шестом веках славянами с Балкан. Я думаю, мы недооцениваем силу генетического родства.

В Болгарии четыре с лишним сотни памятников посвящены освобождению от османского ига. Ни один не разрушен. Против памятников Советской армии были выступления, кое-что даже и снесли. Правда, мало. Но против памятников старой России ничего подобного не было. В 1992 году мы поднялись как-то к знаменитому Алеше над Пловдивом. Он был заляпан краской. А рядом памятник времен Александра II - погибшим под Пловдивом русским воинам. Небольшой памятник – тогда не страдали гигантоманией, ставили памятники, соразмерные человеку. Так вот этот памятник стоял чистенький, ухоженный, никто его и пальцем не тронул. Так что болгары хранят память о подвигах русских. Даже и теперь новые памятники ставят, вот недавно Скобелеву - в Плевене. Или Кирееву – первому русскому офицеру-добровольцу, участнику сербского восстания. Ему было поручено помочь и болгарским повстанцам. Киреев возглавил большой болгаро-сербский повстанческий отряд. Он героически погиб при освобождении одного болгарского села в двух километрах от границы с Сербией. По просьбе жителей село назвали Киреево и поставили ему там памятник. Буквально год назад его отремонтировали, крестьяне следят за ним. И так в большинстве случаев по всей стране.

Что знают наши люди, обвиняющие сегодня болгар в предательстве, о русских, погибших за свободу родственного народа? Говорят ли современным русским что-либо такие имена, как Гурко, Алабин, Калитин, Дондуков, Столетов и десятки, десятки других? А ведь ими названы улицы и села Болгарии, им стоят памятники, торжественно отмечаются даты их подвига, их жизни.

После победы России на Балканах российский посол в Стамбуле граф Николай Павлович Игнатьев добился подписания турками Сан-Стефанского мирного договора, по которому в состав нового независимого болгарского государства вошли все территории, населенные людьми, говорившими по-болгарски. Получилась большая страна с выходом к Эгейскому морю. И это не потому, что граф Игнатьев был болгарофилом, как считают многие даже и хорошо информированные российские историки и публицисты. Болгар он действительно полюбил. Но, прежде всего, Игнатьев был русским государственником, крупным геополитиком, если выражаться современными терминами. Он понимал: для того, чтобы Россия действительно закрепилась на Балканах, прежде всего необходима сильная и дружественная Болгария.

- Почему не Сербия?

- Видите ли, при всей близости к нам сербского народа Сербия была и, к несчастью, опять стала изолированной от России территорией без выхода к морю. Вот надо было нам помочь сербам во время натовских бомбардировок авиационными перевозками, а как долететь? Болгария и Румыния закрыли тогда своё воздушное пространство. А вот в Болгарию мы всегда могли и можем попасть прямым путем - пусть хоть морем. Геополитически мыслящий человек понимает: для России ключ к Балканам – Болгария.

Поэтому-то сто тридцать лет назад, на Берлинском конгрессе по итогам русско-турецкой войны на Балканах все западные страны жестко противостояли созданию большой Болгарии. А Россия тогда, в силу многих причин, не в состоянии была отстоять свою позицию. От Сан-Стефанской Болгарии осталась одна пятая часть. Более того, Россия вынуждена была согласиться на австро-немецкого монарха для Болгарии. Сначала Александр Баттенберг – его болгары вскоре свергли, а после него – Фердинанд Саксен Кобург Гот. Хотя известно, что болгары просили на царство и князя Черкасского, и Дондукова-Корсакова…

- И Игнатьева. К нему – особая любовь. Они называют его «Рыцарь Балкан».

- Да. И графа Игнатьева. Но Россия не могла себе позволить поддержать эти болгарские пожелания. Или не решилась. То есть Россия болгар действительно освободила, но потом не смогла закрепить собственный успех.

И еще один существенный момент. Когда Болгария была под турецким господством, главный торговый путь, Стамбул - Германия, лежал через территорию Болгарии.

- Он и сейчас есть.

- Да, и сейчас. На этом маршруте работали болгары, – содержатели постоялых дворов, лавочники, торговцы и так далее, - которые вели свой бизнес на этом турецко-германском транзите. Ну и находились под соответствующим влиянием – детей отправляли учиться в Австро-Венгрию, в Германию. Из этого небольшого слоя возникла часть германофильски ориентированных болгар. А другая часть работала на связке Турция - Одесса, затем Греция - Одесса. Конечно, их дети учились в России. Так вот - русофобы в Болгарии возникли как раз из того небольшого слоя связанных с Германией и Австро-Венгрией людей..

Надо иметь в виду, что оба первых монарха были для Болгарии абсолютными иностранцами, не знали языка, не имели к стране никакого отношения ни этнически, ни ментально и вообще практически ею не интересовались. И только третий, Борис Сакскобурготский, стал болгароориентированным царем. При рождении он был крещен в католичество, но уже в возрасте двух лет его отец Фердинанд вынужден был под давлением болгарских русофильских партий и России крестить его в православие. Крестным отцом стал наш Государь - Николай Второй. Царь Борис любил Болгарию, он принял систему её жизни.

Но в канун Первой мировой войны Болгарией правил его отец Фердинанд, всецело ориентировавшийся на родные ему Вену и Берлин. Естественно, что он объявил войну Антанте.

Наша общая фронтовая линия с Болгарией, - всего-то километров сто в районе устья Дуная, - возникла в 1915 году после сокрушительного и молниеносного разгрома Румынии, выступившей на стороне Антанты. Русским войскам противостояло две-три болгарских дивизии. Радко Димитриев - знаменитый русский генерал и прославленный герой войны, командующий корпусом императорской армии (он потом был зверски убит большевиками), - так вот он был болгарином, эмигрировавшим в Россию после падения очередного русофильского правительства. Он выходил к берегу Дуная и кричал на болгарском: «Братушки! Да вы что! – против русских пошли?!» Немало болгар после этого переправлялось на наш берег. Так что болгарских пленных у нас оказалось довольно заметное количество, хотя особых боев на этом участке фронта и не было.

(продолжение в следующем посте)
  • +1.15 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!