Десталинизация – это война с Победой как смыслом существования государства
Десталинизация с точки зрения структуры управления, структуры государства, социальной структуры, с точки зрения механизмов, — она завершилась. Причём завершилась задолго до конца СССР. А конец СССР является, собственно говоря, доказательством успешного завершения десталинизации.
Что я имею в виду. Десталинизация была инициативой номенклатуры. Собственно, сама номенклатура стала номенклатурой в результате десталинизации. Что такое номенклатура? Аппарат сталинский, элита, которая, с одной стороны, непрерывно обновлялась, непрерывно воспроизводилась, с другой стороны — непрерывно репрессировалась. Т.е. Сталин создал механизм производства элит и механизм абсорбирования элит. Вот эта элита, созданная в сталинские годы, после ухода вождя потребовала для себя привилегий: сначала — гарантий безопасности, а потом — гарантий безответственности и безнаказанности. И их добилась. Вот это и есть суть десталинизации — когда механизм производства элит продолжал действовать, а механизм их абсорбирования был отключён.
Это можно сравнить, в конце концов, с «Манифестом о вольности дворянства». Смысл существования дворянства был в службе, как мы помним, — и за это оно получало свои привилегии. Так вот, дворянство добилось того, что смысл его существования стал в нём самом. Того же добилась и номенклатура. То есть если раньше, в эпоху сталинского строительства, народ был расходным материалом, но и элита была точно таким же расходным материалом для строительства государства, для выполнения задач, которые перед этим государством стояли, то теперь народ продолжал быть расходным материалом, а элита превратилась в самодостаточную, самоценную сущность — то есть в номенклатуру.
Процесс десталинизации был закончен, и результат его — крах СССР. То есть — предательство элиты. Потому что элита, которая никому не служит, ни для чего не нужна, кроме себя самой, — она и слила государство.