Цитата: Plan531
Тем не менее хороший разработчик должен стараться сделать надежную машину, а не надеяться только на стопку запретительных инструкций для персонала. Ведь дорабатывали же серьезно РБМК после аварии, и неплохо доработали. Это как в современных пассажирских самолетах - можно в контур управления заложить защиту от выводов на критические углы атаки а можно просто сочинить грозную инструкцию и ругать потом летчиков за непрофессионализм..Человек и так склонен ошибаться, потому лучше всего ему в этом деле не помогать.
На машине тоже нельзя в столб или дерево ездить -- но умудряются, как и скорость безжалостно превышать. А про угол атаки пас. самолетов и прочее -- то "сверхумная" автоматика с некоторым постоянством бьет "Арбузы/Эйрбасы" при посадке на залитую водой/очень мокрую полосу путем запуска в автоматическом режиме взлетного форсажа двигателей, после чего машина улетает за пределы летного поля и тормозной площадки. Про автоматику на Ф-22 "Рапторах" -- уже анекдоты сочиняют, на основе аварий и отказов.
Про РБМК -- в связи с особенностью конструкций реактора, то операторы "держали" этими защитными стержнями защитную зону, регулярно забывая в азарте о минимуме поглотителей нейтронов и прочей занудной ядерной физике. Но такие конструктивные проблемы и аварии должны были проявится на первых станциях с РБМК - на Курской и Ленинградской АЭС. Но там этого близко не было, а вот на самом новом, запущенном в 1984 году 4 реакторе ЧАЭС и бабахнуло.
Геноссе Добряк абсолютно прав, что на ЧАЭС злостно и регулярно игнорировали ядерную физику реактора. Отношение Минэнерго УССР к "мирному атому" я уже описал, а вот про персонал станции - это песня. ЧАЭС в Минэнерго УССР реально была очень блатным местом -- зарплаты, соцпакет, город Припять с окрестностями -- и в 130 км. рядом "стольный град" Киев, Так что попасть туда было очень сложно, если не было "мохнатой лапы" и "кумов-братов-сватов". А раз попал -- то держись и с начальством не ссорься лишний раз, а то вылетишь, ибо "шумных" не любят. Так что за какие -то там нейтроны, ксеноны, и прочие изотопы внутри нагревателя турбинного пара для электрогенратора никто и не ругался -- жужжит "мирный атом", кипит и булькает -- и ладно.
25 апреля был запланирован чисто электротехнический эксперимент, к которому параллельно "умные головы" не ЧАЭС присобачили еще и реакторный -- закрыли задвижки САОР -- системы аварийного охлаждения реактора, чтобы обеспечить работу ГЦН за счет выбегающего генератора. Честно проработали в этом режиме без САОР 12 часов.
При этом после эксперимента реактор должен был выводится
на первый после запуска профилактический ремонт с извлечением всего топлива. О ядерной физике этого долго работающего топлива, хорошо рассказал Добряк, но на смене 25-26 апреля 1986 этим головы себе не забивали - греет реактор пар, и ладно. Поэтому, персонал на станции думал, что если мы что-то слегка накосячим на эксперименте - то потом починим при ремонте реактора. А когда накануне эксперимента ректор самопроизвольно потух, то эксперимент сорвался, и реактор нужно было выводить в ремонт. С матюгами его запустили, как смогли, наплевав на ядерную физику! Ну он и разогнался, как мог...
Про физику реактора -- тогда на пульте БЩУ АЭС не было современных компьютеров, чтобы можно было прямо на мониторе визуализировать в виде графиков или кликами клавиш посмотреть основные параметры ядерной физики активной зоны за смену, две, или неделю назад. Параметры реактора с некой периодичностью распечатывала система "Скала", но ее терминалы находились в отдельном помещении, и наверх, на пульт БЩУ приносили эту ленту с параметрами. Собиралась довольно толстая пачка бумаги, в которой не всегда было интересно копаться операторам. А защита от дурака есть всегда -- но дураки всегда столь изобретательны, что подтверждает Дарвиновская премия.
Про косяки персонала ЧАЭС в незалежной Украине говорить было запрещено, ибо версия аварии была такая: "Мы его мучили-мучили этот реактор на всех режимах -- а он взял - и бабахнул. В этом москали (Александров) и жиды (Доллежаль) виноваты -- нужно было не бабахающий реактор делать, для украинской АЭС!"