rezkiy ( Слушатель ) | |
29 май 2011 11:49:50 |
Рыцарь в болотных сапогах ( Слушатель ) | |
29 май 2011 21:22:53 |
Цитата: rezkiy от 29.05.2011 11:49:50
[r]Alex ( Слушатель ) | |
30 май 2011 11:48:37 |
ers ( Слушатель ) | |
30 май 2011 23:38:57 |
Цитата
Иллюзия экономической доминанты
Какова конечная, итоговая, объективная цель существования государства, этой системной целостности людей, и какова итоговая цель человека? Одна и та же: максимальное переделывание окружающей среды, совершение максимальных действий, максимальное потребление и выделение -- преобразование -- энергии досягаемого Бытия. И этой задаче цивилизованное, экономически мощное государство отвечает куда полнее, чем слабое и малоразвитое. Государство (и вообще общество) дает человеку не просто максимальные ощущения в количестве большем, чем "условно-одинокому хуторянину" -- оно дает ему надличностные ценности. То, ради чего он, сытый-здоровый, все равно может надрываться в максимальных усилиях и даже жертвовать ради них жизнью. Максимальные ощущения и максимальные действия соответствуют друг другу. В государстве. Но только до поры до времени.
И вот -- все, в общем, сделано. Создано. Эффективная из актуально возможных структура управления. Мощная экономика. Груды добра. Одновременно государство бюрократизируется. Одновременно появляются официальные нахлебники, дармоеды. Одновременно права личности блюдутся законом. И вдруг оказывается, что в этом государстве исчезают надличностные ценности. Если жизнь личности, ее права и свободы (это для нашей цивилизации) превыше всего -- то чего ради идти на костер? Идеалы снижаются. Культ героя-воителя исчезает. Почитается набитый карман, способ набивания не имеет значения.
По достижении государством определенной высокой стадии общественного благополучия -- оно начинает уже в меньшей степени удовлетворять потребности человека в максимальных ощущениях, как положительных, так и отрицательных. И в этом -- его ослабление. Ослабление основной системообразующей функции. Ибо люди самоорганизуются в государство не для того, чтобы производить больше -- а, на базовом уровне, уровне ощущений личности -- для того, чтобы получать больше упомянутых ощущений: и через то и тем самым полнее реализовать свои возможности (возможности своей личности как психической совокупности).
Качественный, принципиальный характер производства меняется. Производятся услуги. Но мир перелопачиваться перестал. "Обслуживающая экономика" есть снижение основной объективной сущности государства -- энергопреобразовывать окружающее бытие. Сверхмощная экономика работает, но счастья ведь от этого больше не становится. И вот в этих условиях сытости и стабильности, бессмысленности производства и сенсорного недоедания -- человек перестает на деле отождествлять себя с государством. Поэтому мощная экономика постиндустриального государства -- это признак мощи, да, но не здоровья и не перспективы. Для долгожительства цивилизации полезнее подтягивать ремни и бухать все силы в создание кораблей для экспедиции на Марс -- чем в производство услуг друг другу. Большая цель и свершения нужны. Оказывается, что бедное и агрессивное варварское государство эффективнее -- в том плане, что человек в нем больше напрягает свои чувства, оно дает больше места подвигам и великим делам.
Имея дело не с автоматами, а с людьми, ошибочно будет абсолютизировать уровень материального производства как доминанту, относительно которой и оценивается все прочее. Нельзя забывать о той старой системе измерений, где "мера всех вещей -- человек". Не барахла единого ради. Когда материальное производство превосходит диалектическую меру -- система начинает слабеть.
Постиндустриализация как угасание.
История Вселенной и Земли -- это эволюция систем от простых к сложным, и в усложнении поступенчатых структур -- что происходит? Повышение энергии, энергетичности, энергосодержания все более сложных систем. Системы самообразуются таким образом, чтобы содержать в себе как можно больше энергии -- или, что то же самое, способности к максимальным действиям.
Не понимая энергетической сущности мировой эволюции и системной сущности государства -- невозможно понять суть человеческой истории и суть конкретной цивилизации со всеми ее закидонами и издержками.
Совсем просто: государство -- система более высокого, следующего уровня относительно человека. И отношения человека с государством -- это отношения подсистемы с системой. Провозглашать права подсистемы выше прав системы -- это благоглупость. Это попытка пчел приватизировать каждая свою долю улья.
В истории каждого государства и цивилизации был пик максимальных свершений -- будь то военная мощь империи или грандиозное градостроительство. Характерно, что людям в этот период жилось не слаще всего. Как только государство минует пик великих дел -- оно клонится к упадку. Оно вначале незаметно клонится, почти даже и не клонится -- вершина большой полукруглой горы долго кажется ровным местом, а дальше -- круче. Проход системой вершины развития. Пока люди надрываются на стройке грандиозного храма -- система мощна. Когда, устав, они говорят: "Кому надо? Да лучше жить получше", -- система, стало быть, слабеет. Они поживут получше, а потом падут жертвой соседей-варваров и исчезнут.
Все причины, по которым максимальные действия не совершаются системой - вторичные и кажущиеся, их можно обосновывать и варьировать как угодно и на любых уровнях (психологическом, экономическом, политическом и т. п.). Как ни верти, единственная, главная, базовая причина - одна: система исчерпала свои ж возможности в главном. А уже сказывается это через настроения и хотения людей, экономические отношения и много еще чего.
А если система исчерпала себя в главном -- динамическое равновесие, в котором она находится, начинает принимать регрессивный характер. Где слабеет главная возможность -- исподволь, а потом и не исподволь -- слабеют и остальные. Сегодня перестаем ставить пирамиды, завтра досаждают гиксосы, послезавтра нарушается ирригация, и вот вам великие пески.
[r]Alex ( Слушатель ) | |
31 май 2011 13:53:43 |
Цитата: ers от 30.05.2011 23:38:57
Волжанин ( Слушатель ) | |
31 май 2011 00:37:37 |