Цитата: SurikatТретий императив – сырьевой. На сегодняшний день, себестоимость добычи сланцевой нефти в Техасе равна $9 за баррель.
У Леонтьева "сланцевый бред" в отягощенной форме. Нефти в сланцах НЕТ. Нефть - это природная смесь жидких углеводородов, накопленная в изолированной полости. Где за много-много лет произошла гравитационная дифференциация - тяжелые фракции утонули и сформировали слои битума, легкие всплыли, а газ вообще выделился в самостоятельную фракцию.
А "в сланцах" есть смесь всего этого - воды, газа, битума, более жидких фракций - и все это называется сланцевой смолой/горючими сланцами. Которые, к примеру, активно добывали (и сейчас добывают) в Эстонии.
Еще раз - нефть в полости накапливается, стекая туда сотни тыс. лет из окружающих сланцев. Непосредственно в сланцах, да еще на заявленной глубине (>4 тыс. метров) основной фракцией являются битумные и асфальтовые смолы. Аналогичные по составу "канадским битумным пескам" в пров. Альберта.
Так вот. Смолы эти вязкие, текучесть у них очень маленькая. Смолы богаты серой. И бедны легкими фракциями.
Итого: 1. Добыть битумные смолы и асфальты "гидроразрывом" невозможно - их нужно греть и сильно (канадцы предлагали закачивать в пласт перегретый пар с АЭС и возгонять им битум на поверхность)
2. Результат нефтью не является - его нужно пропускать через каталитический крекинг для получения легких фракций. Плюс - применять достаточно дорогостоящие меры по очистке от серы.
3. В Канаде экономическая целесообразность в добыче битумных песков возникает при цене нефти более $50 за баррель. Ниже - не пускает себестоимость полного цикла добычи. Добыча идет открытым способом (карьеры, экскаваторы) - т.е., самым дешевым.
4. Даже если что-то там добывается (поднимается на поверхность) по результатам гидроразрыва - это лишь локальные "пузыри" легких фракций. Дебит таких скважин будет падать много быстрее, чем у скважин "сланцевого газа" - газ таки просачивается в скважину из окружающего сланца. Нефть - нет (в несколько тыс. раз медленнее).