Дамаск пошёл за ТегераномAtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 16.06.2011
На прошлой неделе в МАГАТЭ произошло событие, оставшееся незамеченным на фоне Фукусимы. Совет управляющих агентства отправил в Совет Безопасности ООН сирийское ядерное досье. Дамаск последовал путём Тегерана.
Трудное голосованиеСовет управляющих, политический орган МАГАТЭ, оказался в буквальном смысле расколот при обсуждении сирийского вопроса. И раскол был глубже, чем при жарких дискуссиях по делу Ирана. Достаточно сказать, что передача досье была одобрена меньшинством голосов.
В состав СУ МАГАТЭ входит 35 государств. Часть из них ротируется, часть состоит на постоянной основе. При голосовании за проект резолюции по Сирии высказалось 17 стран. Воздержалось 11, против высказалось 6. Делегат от одного государства на заседание не явился, и это позволило считать резолюцию принятой.
Правила подсчёта результатов голосования в СУ МАГАТЭ несколько отличаются от действующих в большинстве парламентов. Подсчёт процентов ведётся, исходя из общего количества проголосовавших, а не от общего числа членов совета. Если 34 страны проманкируют заседание, то оставшееся за столом государство получит возможность "единогласно" принимать любые резолюции на свой вкус.
Арифметика проста. 17 из 35 большинства не составляет. Но 17 из 34 - уже 50%. И этого было достаточно для принятия резолюции по сирийскому досье.
Страна-отказник, проголосовавшая против Сирии ногами - это Монголия. Причины своего поступка монголы не объясняют.
Против передачи высказались Азербайджан, Венесуэла, Китай, Пакистан, Россия и Эквадор. У россиян и китайцев в СБ ООН имеется право вето, и по этой причине сирийцы пока могут спать спокойно - говорить о введении санкций против Дамаска рано.
Среди воздержавшихся - Аргентина, Бразилия, Индия, Перу, Чили и ЮАР. За передачу проголосовали, в основном, члены западного блока и союзники США.
Суть претензийВ сентябре 2007 года израильские ВВС разрушили на территории Сирии некий объект. Реакция сирийцев на недружественный акт была необычайно спокойной. А в западной прессе появились информационные утечки - объект якобы был строящимся в тайне газоохлаждаемым реактором с графитовым замедлителем.
Решился ли Дамаск создать ядерное оружие для противостояния Израилю? Комментарии осведомлённых экспертов говорили о другом. На самом деле, Сирия не имела собственных амбиций, а только предоставила свою территорию для строительства реактора Северной Корее.
Располагая реактор в чужом государстве, КНДР умело использовала бы дыры и чёрные ходы в ДНЯО. Сирия не превратилась бы в нарушителя договора, так как реактор был бы не её. Претензии к КНДР также могли оказаться ничтожными, ведь реактор строился не в Корее!
Но существовал ли реактор в действительности? Инспектора МАГАТЭ, прибывшие на объект Дайр-Альзур (Dair Alzour, также именуется как Аль-Кибар), не смогли обнаружить никаких существенных улик. То, что не уничтожили израильские лётчики, доразрушили и демонтировали сирийские строители.Выказав неудовольствие в адрес Израиля ("Сначала предупредите, а потом бомбите!"), МАГАТЭ принялось за Сирию. Но все попытки расследования наталкивались на сопротивление сирийских властей. В Дамаске предпочли бы, чтобы об инциденте просто забыли.
Генеральный директор МАГАТЭ Мохаммад Эльбарадей выпускал доклад за докладом, в которых говорилось - доказательств нет, и мы не знаем, был ли Дайр-Альзур реактором. Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано сделал то, ради чего его выбирали на этот пост западные страны. В своём докладе по Сирии он написал - доказательств нет, но мы предполагаем, что Дайр-Альзур мог быть реактором.Смена формулировок вышла для Дамаска роковой. Сирийское досье ушло в СБ ООН, причём в трудные для сирийского режима дни. Теперь многое будет зависеть от настроения ветообладателей из Москвы и Пекина.
Буквально накануне голосования в СУ МАГАТЭ, сирийские официальные лица пообещали агентству, что более не станут чинить препятствий в расследовании. Западный блок посчитал это слишком слабой и неконкретной уступкой. Сирии придётся выбирать - или предложить план совместных действий с инспекторами МАГАТЭ, или дожидаться, чем окончится обсуждение сирийского досье в СБ ООН.