Система расселения России. Перенос столицы.
134,788 507
 

  Viatcheslav ( Слушатель )
30 мар 2008 12:03:36

Тред №32920

новая дискуссия Дискуссия  104

Завожу тему для обсуждения текущей и оптимальной системы расселения в России. Перепишу сюда ряд моих постов в других ветках, чтобы была затравка обсуждения. Swing, прошу вас сделать то же самое.

***

Я где-то читал (ссылку сейчас не найду), что в советское время оптимальным по численности городом считался город с населением приблизительно в 250-300 тысяч человек.
Аргументация при этом была следующая:
- компактность и, следовательно, отсутствие транспортных проблем. Город с таким населением при советской системе застройки проходится пешком за час, на общественном транспорте проезжается максимум за полчаса, что обеспечивает небольшое время в пути до работы и мест отдыха. При этом с пассажиропотоками в городе спокойно справится троллейбус или трамвай. Автомобиль при поездках внутри такого городе вообще не нужен, если ты советский человек, а не американец.
- разнообразие мест приложения труда. В городе такой численности должно быть несколько крупных предприятий разного профиля и довольно много малых предприятий.
- обеспеченность качественной и не слишком затратной коммунальной инфраструктурой. Нет необходимости делать широкие проспекты, сверхмощные ТЭЦ, огромные коллекторы и очистные сооружения, не нужно строить большие водохранилища для водозабора и многое другое.
- В городе такой численности возможно создание специализированных школ и институтов высшего образования (как минимум, педагогического и медицинского).
- Возможно создание полноценной инфраструктуры культуры и отдыха по советскому образцу (кинотеатры, ДК, театры, разнообразные спортивные сооружения).
- Нет перегрузки служб быта, кафе и ресторанов, относительно небольшая антропогенная нагрузка на окружающую природу, которая при том находится на расстоянии "шаговой доступности".
- В таком городе легко контролировать преступность и другую асоциальную деятельность.
Можно добавить еще один аспект - умеренное загрязнение окружающей среды.

Все вышеперечисленное, конечно, достижимо и в меньших по численности городах, и обязательно будет в больших по численности. Однако в меньших городах содержание всей этой инфраструктуры на душу населения выходит в большую "копеечку" из-за "недогруженности" (или она будет закрываться по нерентабельности), а в более крупных ее будет, напротив, не хватать, и нужно строить еще. Причем качественный рост стоимости аналогичной по качеству инфраструктуры на душу населения начинается как раз в городах численностью свыше миллиона жителей, в первую очередь из-за транспорта.

***

Концепция "двухэтажной России", которую защищает Swing (и пусть он меня поправит, если что не так), в общем заключается в том, что основная масса населения городов переселяется из мегаполисов и районов советской многоэтажной застройки, где она сейчас обитает, в двухэтажные дома и таун-хаусы с небольшими участочками (несколько соток), которые образуют основную массу застройки городов. Города сами при этом оказываются меньшими по численности и по этажности, зато распределенными на большую площадь. Советские многоэтажные кварталы со временем сносятся, на их месте строится подобный же тип застройки. Мегаполисы расселяются. Многоэтажным может оставаться только центр.
Идеалом, к которому следует стремиться, при этом считается нечто типа современных малых городов Германии и Западной Европы вообще. Ни в коем случае не американские километры одинаковых одноэтажных фанерных домов. Должна развиваться обширная сеть общественного транспорта и сохраняться полная свобода для пешеходов.

Я считаю, что подобная система расселения на данном этапе слишком затратна и нереализуема в кратко- и среднесрочной перспективе. Возможно, в долгосрочной это сделать и удастся, но сейчас следует сконцентрироваться на развитии городских агломераций и региональных центров, с целью сделать там условия жизни, не уступающие столичным, но при этом более спокойные.

При этом я считаю, что начинать внедрение подобных систем расселения следует именно с агломераций, где они по сути и так знакомы - дачные участки вокруг городов. Сейчас они в значительной степени распределены бессистемно и на неудобьях. А нужно заниматься этим организованно и при том первоочередно создавать скоростные транспортные системы, чтобы расстояние до 100 км от города воспринималась как транспортная доступность.
Отредактировано: Viatcheslav - 30 мар 2008 12:15:32
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!